Людмила Толстик
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Пресноводные рыбы. Звук [Ш] и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Пресноводные рыбы". Звук и буква Ш
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыков составления и чтения слов. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация. Профилактика нарушений письменной речи. учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Ш с опорой на различные виды контроля.
Публикация «Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР „Пресноводные рыбы, Звук [Ш] и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Пресноводные рыбы, речные
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков (тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.
Оборудование. плоскостные силуэтные изображения рыб с напечатанными на них названиями,, предметные картинки с изображениями пруда, реки, озера, силуэты рыб с приклеенными предметными картинками содержащими звук Ш, контейнер с фишками для звукового анализа, магнитная доска, магнитная азбука, сюжетная картинка «Ерши и камыши», тетради, карандаши, контейнер с цветными карандашами, карточки для составления схем.
Предварительная работа. Разучивание ролей с детьми — участниками спектакля. Разучивание подвижной игры «На дне» и пальчиковой гимнастики «Налим». Составление плана рассказа-описания пресноводной рыбы на занятии по развитию речи.
Ход занятия
1. Мотивационный момент. Упражнение «Узнай рыбку».
(Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Совершенствование навыка чтения. ]
Логопед встречает детей в групповом помещении, организует приветствие с ними, приглашает их к наборному полотну, на котором стоят карточки со словами.
Логопед. Я получила письмо, а в нем силуэты рыб. Помогите мне узнать этих рыб, прочитав их названия с обратной стороны.
Дети читают слова хором: сом, карп, карась, пескарь, щука, судак.
Логопед. Кто это такие?
Дети. Это пресноводные рыбы.
Логопед. Где они обитают?
Дети. Они обитают в реках, озерах, прудах.
Логопед. Каких еще пресноводных рыб вы знаете?
Дети перечисляют названия известных им пресноводных рыб.
Логопед. Сегодня мы с вами поговорим о пресноводных рыбах. И продолжим наше знакомство с буквой Ш.
2. Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыка звукового анализа слов. ]
Логопед ставит рядом с наборным полотном контейнер с фишками для звукового анализа.
Логопед. Еще раз четко произнесите названия рыб, написанные на карточках.
Дети еще раз читают названия. Логопед убирает карточки.
Логопед. Выполните звуковой анализ этих слов. Работайте дружно, не мешайте друг другу.
Дети сообща составляют схемы. Логопед оценивает их работу. По предложению логопеда дети убирают фишки в контейнер.
3. Подвижное упражнение «На дне». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. ]
Логопед приглашает детей в центр группы. Они встают в круг и делают знакомое упражнение.
Улитки ползут, Передвигаются по кругу в полуприсе-
Свои домики везут. де, сложив руки за спиной.
Рогами шевелят, Делают «рожки» из пальчиков, рит-
На рыбок глядят. мично наклоняют голову влево-вправо
Рыбки плывут, Передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками
Плавничками гребут. Выполняют повороты туловища влево- вправо и наоборот.
Влево, вправо поворот,
А потом наоборот.
4. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Логопед. Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуком и буквой Ш, найдем в подводном царстве предметы в названии которых присутствует звук Ш.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Характеристика звука. Почему звук Ш согласный? Почему глухой? Какой отличительный признак звука Ш? (Всегда твердый.)
5. Игра «Где живет рыбка?».Развитие фонематического слуха. Определение места звука в словах.
Перед детьми картинки с изображением пруда, озера и реки, силуэты пресноводных рыб с наклейными на них предметными картинками, в названии которых есть звук Ш. В «пруд» нужно поселить рыб в названии картинок заданный звук находится в начале слова, в «реку» — в середине слова, в «озеро» — в конце. Как вариант игры деление слов на слоги: в пруд – с одним слогом, в реку – с двумя, в озеро с тремя слогами.
6. Игра «Договори слово». Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
Правило: в слоге ШИ слышим Ы, а пишем И.
Логопед. Есть такое правило:
В слоге ШИ, услышав Ы
Написать ты должен И:
Шило, шина, мыши, шибко –
Написал ты без ошибки!
Логопед. Добавьте слог ША, ШИ, чтобы получилось слово.
Ка. (ша) кало. (ши)
Ча. (ша) малы. (ши)
Кры. (ша) камы. (ши)
Гру. (ша) каранда. (ши)
7. Игра «Слово заблудилось». Логопед просит детей исправить ошибки.
С другом мы играли в. чашки
Пили чай из белой. шашки.
Модница надула. шубы,
Не подходят ей все. губы.
Вылезла из норки. шишка,
На нее упала. мышка.
8. Работа в тетрадях. Развитие графических навыков, тонкой моторики, зрительно-пространственные ориентировки. Профилактика дисграфии.
Логопед выставляет детям сюжетную картинку по теме.
Логопед. Посмотрите на эту картинку и найдите в ней слова в названии которых есть звук Ш.
Дети: камыши, ерши.
Логопед. Составьте предложения со словами камыши, ерши, которые будут соответствовать предложенной схеме. (Из трех слов).
Дети производят анализ предложения с выкладыванием его из букв магнитной азбуки и записью в тетрадях.
9. Звонко, громко повтори. Работа над дикцией и интонационной выразительность речи.
У реки камыши
Расплескались там ерши,
Круг- постарше,
Круг – помладше,
Круг – совсем малыши.
10. Рефлексия Подведение итогов занятия. Создание предпосылок к дальнейшим занятиям, самооценка, поощрения. Педагог предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, какое задание им наиболее понравилось, почему, в какую игру они хотели бы поиграть на следующем занятии и т. д.