Алла Гульченко
Логопедическое занятие «В гостях у сказки «Дюймовочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дюймовочка, (по сказке Г. X. Андерсена)
Программные задачи:
Развитие воображения и фантазии.
Активизация произвольного слухового внимания.
Закрепление умения ориентироваться в пространстве, планировать движения. Двигаться в определенном темпе, в соответствии с характером музыки.
Развитие моторики речевого аппарата.
Развитие координации дыхания, речи и движений тела.
Упражнять детей в подборе определений к заданному слову.
Необходимые материалы: красивый цветок (искусственный или живой, ленты на палочках, газовые платки, кукла-колдунья, бабочки из бумаги или ткани.
Публикация «Логопедическое занятие „В гостях у сказки „Дюймовочка“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
Вступление (логопед).
— Сегодня мы побываем в сказке, где главной героиней является маленькая девочка.
Маленький. А как другими словами можно назвать маленького Человечка? Малюсенький, крошечный, мелкий, мелюзговый, крохотный, крохотуля, малыш, малютка, крошка.
Дюймовочка, героиня нашей сегодняшней сказки, была ростом не больше дюйма, т. е. два с половиной сантиметра (ведущий пальцами показывает рост девочки). Потому ее и назвали Дюймовочкой.
Сказка (логопед)
Жила на свете одна женщина. И не было у нее детей. А ей очень хотелось маленькую девочку. И тогда она решила пойти за помощью к старой колдунье.
— Ну что ж, горю твоему можно помочь, — сказала колдунья.
— Вот тебе ячменное зерно. Это не простое зернышко. Посади его в цветочный горшок, а там увидишь, что будет.
Упражнение Ячменное зерно
Ведущий берет куклу-колдунью, и каждый ребенок, обращаясь к ней, говорит: «Помоги мне, добрая колдунья!»
«Колдунья передает ячменное зерно», касаясь ладони каждого ребенка.
Дети крепко зажимают в ладони «ячменное зерно», затем расслабляют руку (3-4 раза). То же — с другой рукой.
Дети «сажают» зерно в горшочек: «разгребают землю, закапывают, поливают».
И едва успела женщина посадить зерно в землю, как из него тотчас же вырос прекрасный большой цветок. Внутри цветка что-то щелкнуло, и он весь раскрылся. В его чашечке сидела хорошенькая крошечная девочка, ростом не больше дюйма.
Упражнение Цветок
Дети складывают ладони вместе, изображая стебелек, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы веером: цветок распускается.
Нужно подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки (3—4 раза).
Скорлупка грецкого ореха была колыбелькой Дюймовочки, а лепесток розы — одеялом. Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей чудесной колыбельке, в окно вскочила большущая жаба, отвратительная и мокрая. Она подхватила ореховую скор-лупку с девочкой и утащила ее на свое лягушачье болото.
Упражнение Лягушата (логопед)
Лягушата встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки – тростинки.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам мы немножко.
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть – чуть побьём.
Хлоп – хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
Дети садятся на корточки в позу «лягушат» : раздвинув в стороны колени и упершись ладонями в пол перед собой. «Лягушата» улыбаются сжатыми губами и очень широко.
КВА — ква-ква, КВА — ква-ква, КВА — ква-ква.
Ведущий обращает внимание на то, чтобы упражнение выполнялось согласованно: никто из детей не должен опережать других, отставать от других или произвольно менять ритм. Ведущий выполняет упражнение вместе с детьми.
— Вот славная жена для моего сынка, — сказала жаба, и Дюймовочка горько-горько заплакала. Ей вовсе не хотелось выходить замуж за сына жабы.
Маленькие резвые рыбки в реке пожалели прелестную девочку. Они попросили рака перекусить лист кувшинки, на котором сидела Дюймовочка, и листок поплыл по ручью.
Упражнение Игра Ручеек
Лист кувшинки плыл все дальше и дальше. Мимо пролетал майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево. Там майский жук покормил Дюймовочку сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем не похожа на жука.
Упражнение Жуки
Дюймовочка, садится на стульчик. Каждый «жук», подлетая к «Дюймовочке», должен ласково погладить ее по плечу, голове или рукам и выразить свое восхищение, например: ЖЖЖЖ какая ты красивая (прелестная, замечательная, удивительная, чудесная, восхити-тельная). Или: какие у тебя красивые (волосы, плечи, глаза.).
Потом к ним пришли с визитом другие жуки, которые жили на том же дереве, оглядели Дюймовочку с ног до головы и нашли, что она совершенно некрасива, потому что непохожа на них.
— У нее только две ножки! Какое убожество!
— У нее даже нет усиков!
— Какая у ней тонкая талия!
— Фи, она похожа на человека!
На самом деле Дюймовочка была прелестна. Она не стала обижаться на жуков и подружилась с другими обитателями леса: стрекозами, муравьями и бабочками.
По утрам Дюймовочка ела сладкий цветочный мед и пила росу. Днем слушала птиц и танцевала с бабочками. Все лето прожила Дюймовочка в лесу.
Так прошло лето, прошла и осень. Начиналась длинная холодная зима. Холод пробирал Дюймовочку насквозь. Пошел снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки тем же, что для нас целая лопата снега. Дюймовочка совсем озябла и пошла из лесу искать себе приют на зиму.
Упражнение Холод
Дети идут по кругу и «мерзнут».
— Мерзнуть приятно? А как по-вашему, ваши руки, лица, плечи сейчас расслабленные или напряженные? А напряженные (почувствуйте, значит, какие? (Скованные, жесткие, твердые, беспокойные.)
Детям предлагается потрогать, пощупать мышцы рук, плеч, чтобы убедиться, что они твердые, жесткие, скованные.
Дети продолжают идти по кругу, «мерзнуть» и слушают продолжение сказки.
Долго брела Дюймовочка по лесу, наконец вышла в большое поле. А там, в поле, она наткнулась на норку полевой мыши. «Ах ты, бедняжка! — сказала полевая мышь. — Ну, иди сюда, погрейся да поешь со мной».
— Ты мне нравишься, — сказала полевая мышь. — Оставайся у меня на зиму.
Дюймовочка и осталась.
— Скоро у нас будет гость, — сказала как-то полевая мышь, — он носит роскошную шубу из черного бархата. Выходи за него замуж, с ним не пропадешь. Только он слепой и не любит солнца.
Упражнение Крот
Один ребенок — «крот», а кто-то из остальных детей принимает какую-либо позу. «Кроту» завязывают глаза, и он на ощупь пытается определить позу другого ребенка и повторить ее с закрытыми глазами.
Однажды, гуляя с Дюймовочкой по подземному ходу, крот остановился и сказал : «Здесь лежит мертвая птица». Это была ласточка.
Ночью, когда все уснули, Дюймовочка пробралась к птице и накрыла ее ковром из травинок, сухого мха и пуха. «Прощай,- милая ласточка! — сказала Дюймовочка и прижалась головой к шелковистым перышкам на груди у птицы. И вдруг она услышала стук сердца. Ласточка была жива.
Всю зиму Дюймовочка ухаживала за ласточкой, а когда наступила весна, они расстались, и ласточка скрылась в зеленом лесу.
А слепой крот приходил каждый вечер и все болтал о том, что, когда закончится лето, они с Дюймовочкой сыграют свадьбу. Дюймовочка вовсе не любила скучного крота, но она была очень послушна и не хотела огорчать полевую мышь. А мышь наняла пауков-ткачей, и они ткали круглые сутки, чтобы приготовить Дюймовочке ткань на свадебный наряд.
Упражнение Игра Путаница
Дети стоят в кругу и держатся за ткань. Задача детей — не выпуская ткань из рук, запутаться, т. е. вместо круга создать другую фигуру. Дети несколько раз запутываются и распутываются.
— Как вам было приятнее, когда вы были запутанными или распутанными?
И вот наступила осень. Дюймовочка в последний раз вышла полюбоваться солнышком. Она подняла голову и вдруг увидела свою милую ласточку.
«Садись ко мне на спину, — сказала ласточка, — и мы улетим с тобой далеко-далеко, туда, где стоит вечное лето и всегда цветут цветы».
А в теплых краях росли пышные, зеленые деревья и чудесные цветы. Ласточка посадила Дюймовочку на лепесток одного из цветов. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона. Это был король эльфов и настоящий жених. Не то что сын жабы или крот в бархатной шубе. Из каждого цветка вылетели эльфы и закружились в веселом хороводе.
Упражнение Танец эльфов
Дети танцуют с газовыми платками. Ведущий напоминает им, что эльфы — легкие и нежные создания, а потому и движения детей должны быть мягкими, плавными и легкими.
После танца дети расслабляются в положении сидя.
Заключение (психолог).
— Закончилась сказка, и мы снова оказались в детском саду
Спасибо. Все молодцы. Наше занятие окончено.