Лучший педагог года Итоги 2024

Консультация для педагогов «Обследование фонематического слуха»

Солнцева Татьяна
Консультация для педагогов «Обследование фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Способность воспринимать и различать звуки речи является необходимым

условием для своевременного и полноценного формирования произношения.

Следовательно, нарушение формирования фонематических процессов может являться

причиной дислалии.

Фонематический слух – это способность различать тонкие акустические различия

звуков речи.

Правильное восприятие звуков речи (фонем) и фонематического состава слова

Темочки:

формируется в дошкольном возрасте в процессе общения со взрослыми, а также с

помощью специально организованных игр и упражнений. На самом раннем этапе

развития ребенок воспринимает слова как единый нерасчлененный поток, комплекс,

обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Далее идет постепенное

развитие способности различать фонемы, входящие в состав слова. На следующем этапе

развития фонематического слуха у ребенка формируются тонкие дифференциальные

образы слов и отдельных звуков, входящих в слово. Таким образом, к 5-6 годам должны

быть сформированы все фонематические процессы, а именно:

фонематическое восприятие, т. е способность выделить отдельный звук на

фоне других звуков или слова;

фонематический анализ, т. е. способность проанализировать звуковой состав

слова;

фонематические дифференцировки, т. е. способность различать близкие по

акустическим параметрам звуки;

фонематический синтез, т. е. способность синтезировать или объединять

фонемы в слово и соотносить его со значением;

фонематические представления, т. е. способность представить во внутренней

речи звуковой состав слова.

Перед изучением состояния фонематического слуха необходимо удостовериться в

сохранности физиологического слуха. Даже незначительное снижение физиологического

слуха неизбежно приводит к нарушению формирования фонематических процессов.

Данные о состоянии физиологического слуха можно взять из медицинской документации

ребенка.

Первым изучается сформированность фонематического восприятия. Для этого

предлагаются задания трех уровней сложности:

• выделение звука на фоне других звуков;

• выделение звука на уровне слога;

• выделение звука в слове.

Ребенку предлагается послушать и просигналить (хлопнуть, топнуть, поднять

флажок и прочее, как только он услышит требуемый звук.

Фонематический анализ включает в себя следующие операции (или навыки) :

• выделение первого звука в слове;

• выделение последнего звука в слове;

• выделение гласного звука в слове;

• определение позиции (или места) звука в слове;

• определение количества звуков в слове;

• определение последовательности звуков;

• определение соседей звука;

• определение характеристики каждого звука в слове.

Навыки фонематического анализа не все формируются спонтанно. Но, в связи с

тем, что они являются основой для обучения письму и чтению, то для их формирования

организуются специальные занятия.

Изучение состояния навыков фонематического анализа зависит от возраста

исследуемого. Так у ребенка 5-ти лет мы будем изучать только способность выделить

первый, последний и гласный звук в словах простых по структуре. Для этого слова будут

произноситься утрированно, т. е. голосом и интонацией исследователь должен выделять

нужный звук, а также слова сопровождаются картинками.

У 6-ти летнего ребенка можно спросить: «Где в слове спрятался звук?», т. е. изучить

сформированность навыка определять позицию звука в слове.

У выпускника детского сада будем изучать сформированность всех названных

выше операций.

Исследуя фонематические дифференцировки, надо проверить способность

различать следующие группы звуков:

• сходные по артикуляции;

• противоположные по артикуляционному укладу (язычно-зубные и

язычно-н бные, т. е. свистящие и шипящие; заднеязычные и

переднеязычные);

• аффрикаты и их составляющие;

• парные по звонкости и глухости;

• парные по твердости и мягкости.

На этом этапе обследования ребенку предлагается определить на слух какой из

двух сравниваемых звуков он услышал в слове. Т. е., логопед называет слова, сопровождая

их показом картинок, а ребенок раскладывает эти картинки в две стопочки.

Следует помнить, что произносительные дифференцировки не являются

тождественными фонематическим дифференцировкам, ребенок может не уметь правильно

звуки произносить, но легко их различает в речи других людей. Но может быть и обратная

ситуация – ребенок правильно может звуки произносить, но на слух их различение

затруднено. Отсюда необходимо помнить, что для обследования навыка фонематических

дифференцировок надо предлагать звуки как правильно произносимые, так и нарушенные

в произношении ребенка. Во-вторых, на данном этапе диагностики ребенок не должен

повторять за логопедом слова, а должен выполнять четко инструкцию по

дифференциации картинного материала. Данное требование связано с тем, что

произносительные навыки одним детям помогают различать сходные фонемы (здесь

включаются кинестетические ощущения, а другим наоборот затрудняют.

При изучении навыка фонематического синтеза испытуемому предлагается

понять и/или соотнести с картинкой простое слово, произнесенное логопедом по звукам с

длительными паузами между ними.

Исследуя сформированность навыка фонематических представлений, задание

может быть двух уровней сложности:

сложнее: «Придумай слово со звуком…»;

проще: «Выбери картинку, в названии которой есть звук…»

Следует только помнить о том, что выполняя задание, ребенок должен опираться

только на свою внутреннюю речь, исключив слуховой контроль, т. е. молча. В противном

случае мы должны говорить о фонематическом восприятии

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Обследование фонематического слуха»
Опубликовано: 15 января 2025 в 18:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Обследование фонематического слуха»» (включая файлы) размещена пользователем Солнцева Татьяна (УИ 3493965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД