Солнцева Татьяна
Консультация для педагогов «Обследование фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Способность воспринимать и различать звуки речи является необходимым
условием для своевременного и полноценного формирования произношения.
Следовательно, нарушение формирования фонематических процессов может являться
причиной дислалии.
Фонематический слух – это способность различать тонкие акустические различия
звуков речи.
Правильное восприятие звуков речи (фонем) и фонематического состава слова
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
формируется в дошкольном возрасте в процессе общения со взрослыми, а также с
помощью специально организованных игр и упражнений. На самом раннем этапе
развития ребенок воспринимает слова как единый нерасчлененный поток, комплекс,
обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Далее идет постепенное
развитие способности различать фонемы, входящие в состав слова. На следующем этапе
развития фонематического слуха у ребенка формируются тонкие дифференциальные
образы слов и отдельных звуков, входящих в слово. Таким образом, к 5-6 годам должны
быть сформированы все фонематические процессы, а именно:
• фонематическое восприятие, т. е способность выделить отдельный звук на
фоне других звуков или слова;
• фонематический анализ, т. е. способность проанализировать звуковой состав
слова;
• фонематические дифференцировки, т. е. способность различать близкие по
акустическим параметрам звуки;
• фонематический синтез, т. е. способность синтезировать или объединять
фонемы в слово и соотносить его со значением;
• фонематические представления, т. е. способность представить во внутренней
речи звуковой состав слова.
Перед изучением состояния фонематического слуха необходимо удостовериться в
сохранности физиологического слуха. Даже незначительное снижение физиологического
слуха неизбежно приводит к нарушению формирования фонематических процессов.
Данные о состоянии физиологического слуха можно взять из медицинской документации
ребенка.
Первым изучается сформированность фонематического восприятия. Для этого
предлагаются задания трех уровней сложности:
• выделение звука на фоне других звуков;
• выделение звука на уровне слога;
• выделение звука в слове.
Ребенку предлагается послушать и просигналить (хлопнуть, топнуть, поднять
флажок и прочее, как только он услышит требуемый звук.
Фонематический анализ включает в себя следующие операции (или навыки) :
• выделение первого звука в слове;
• выделение последнего звука в слове;
• выделение гласного звука в слове;
• определение позиции (или места) звука в слове;
• определение количества звуков в слове;
• определение последовательности звуков;
• определение соседей звука;
• определение характеристики каждого звука в слове.
Навыки фонематического анализа не все формируются спонтанно. Но, в связи с
тем, что они являются основой для обучения письму и чтению, то для их формирования
организуются специальные занятия.
Изучение состояния навыков фонематического анализа зависит от возраста
исследуемого. Так у ребенка 5-ти лет мы будем изучать только способность выделить
первый, последний и гласный звук в словах простых по структуре. Для этого слова будут
произноситься утрированно, т. е. голосом и интонацией исследователь должен выделять
нужный звук, а также слова сопровождаются картинками.
У 6-ти летнего ребенка можно спросить: «Где в слове спрятался звук?», т. е. изучить
сформированность навыка определять позицию звука в слове.
У выпускника детского сада будем изучать сформированность всех названных
выше операций.
Исследуя фонематические дифференцировки, надо проверить способность
различать следующие группы звуков:
• сходные по артикуляции;
• противоположные по артикуляционному укладу (язычно-зубные и
язычно-н бные, т. е. свистящие и шипящие; заднеязычные и
переднеязычные);
• аффрикаты и их составляющие;
• парные по звонкости и глухости;
• парные по твердости и мягкости.
На этом этапе обследования ребенку предлагается определить на слух какой из
двух сравниваемых звуков он услышал в слове. Т. е., логопед называет слова, сопровождая
их показом картинок, а ребенок раскладывает эти картинки в две стопочки.
Следует помнить, что произносительные дифференцировки не являются
тождественными фонематическим дифференцировкам, ребенок может не уметь правильно
звуки произносить, но легко их различает в речи других людей. Но может быть и обратная
ситуация – ребенок правильно может звуки произносить, но на слух их различение
затруднено. Отсюда необходимо помнить, что для обследования навыка фонематических
дифференцировок надо предлагать звуки как правильно произносимые, так и нарушенные
в произношении ребенка. Во-вторых, на данном этапе диагностики ребенок не должен
повторять за логопедом слова, а должен выполнять четко инструкцию по
дифференциации картинного материала. Данное требование связано с тем, что
произносительные навыки одним детям помогают различать сходные фонемы (здесь
включаются кинестетические ощущения, а другим наоборот затрудняют.
При изучении навыка фонематического синтеза испытуемому предлагается
понять и/или соотнести с картинкой простое слово, произнесенное логопедом по звукам с
длительными паузами между ними.
Исследуя сформированность навыка фонематических представлений, задание
может быть двух уровней сложности:
• сложнее: «Придумай слово со звуком…»;
• проще: «Выбери картинку, в названии которой есть звук…»
Следует только помнить о том, что выполняя задание, ребенок должен опираться
только на свою внутреннюю речь, исключив слуховой контроль, т. е. молча. В противном
случае мы должны говорить о фонематическом восприятии