МААМ-картинки

«Посуда». Обобщающее логопедическое занятие в старшей группе

татьяна данилова
«Посуда». Обобщающее логопедическое занятие в старшей группе

МБДОУ «Детский сад №2 «Боровичок»

«Необыкновенные приключения с бабушкой Федорой»

(логопедическое занятие по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе)

Автор:

учитель-логопед

Данилова Татьяна Викторовна

Тема: Необыкновенные приключения с бабушкой Федорой.

Публикация «„Посуда“, Обобщающее логопедическое занятие в старшей группе» размещена в разделах

(Обобщающее логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда» в старшей группе)

Цель: систематизация знаний детей о посуде, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи посредством использования традиционных и инновационных технологий логопедического воздействия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнить обобщающее понятие «Посуда», активизировать словарный запас по теме, упражнять в образовании относительных прилагательных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, упражнять в практическом употреблении глаголов.

Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, умение строить ассоциативные связи, обобщать и конкретизировать, развивать произвольное внимание, память, развивать координацию речи с движениями, речевое дыхание, точные движения пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе, любознательность, аккуратность, бережное отношение к посуде, желание помогать, умение работать дружно в паре и в подгруппе.

Оборудование:

ноутбук, проектор, набор посуды (кухонная, столовая, чайная, предметные картинки «Посуда», «Продукты питания», разрезные картинки (чайник, сахарница, мяч, пластиковые тарелки, фасоль, игрушечная посуда, стаканы с водой, коктейльные трубочки, самовар, сладкое угощение.

Предварительная работа:

чтение и обсуждение сказки К. Чуковского «Федорино горе», просмотр мультфильма, знакомство с видами посуды (кухонная, столовая, чайная, материалами, разучивание стихотворений о посуде, подготовка сообщений из истории посуды, повторения правил игр с крупами и водой.

Ход занятия

I Организация начала занятия

- Здравствуйте ребята! Вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Нас ждут невероятные приключения. Становитесь в круг:

Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть! Повертелись, покружились, С вами в сказке очутились!

II Основная часть

1. Введение в тему

(Звучит музыка из мультфильма «Федорино горе»)

- «Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла…

Появляется расстроенная бабушка Федора:

- «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!»

- Вы узнали, кто эта несчастная бабушка?

- Из какой сказки она пришла?

-А кто написал эту сказку?

- Здравствуй, бабушка Федора! Чем ты расстроена? Что случилось?

Федора:

-Горе, горе мне, бедной Федоре!

Сбежала от меня вся посуда.

Села бы я за стол –

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи –

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли и стаканы.

Остались одни тараканы!

Ой, горе мне, Федоре, горе!

- Ребята, посмотрите, здесь какая-то записка!

- Это видеописьмо от посуды. (кадр из мультфильма)

«Было нам у бабы худо:

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она…

Лучше в поле пропадём,

А к Федоре не пойдём!»

- Да, ребята, действительно, беда! Наверно, бедная Федора не знала ничего о посуде и не умела с ней правильно обращаться, поэтому посуда и убежала. Давайте поможем бабушке. Мы научим Федору правильно обращаться и расскажем всё, что знаем о посуде.

2. Чтение стихотворения

- Скажите, для чего нужна посуда?

1-ый ребё нок:

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо. Мы бы тут же из людей Превратились в дикарей:

2-ой ребё нок:

Брали мясо бы руками, Разрывали бы зубами, Пили воду бы в реке Или в грязном ручейке.

3-ий ребё нок:

К счастью, помогает всюду Нам различная посуда : На нее еду кладут, Из нее едят и пьют.

4-ый ребё нок:

Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты… В ней готовят сотни блюд. Варят, жарят и пекут!

3. Игра «Что для чего?»

Дети делятся на две группы. Логопед раздаёт картинки : первой группе с предметами посуды, второй – с продуктами питания. Под легкую музыку дети должны найти себе пару. Затем дети рассказывают, что для чего нужно.

4. Презентация «Как появилась посуда

- А теперь с вашей помощью совершим небольшое путешествие в прошлое. Расскажите Федоре о том, как появилась посуда.

Дети комментируют показ слайдов

Слайд 1

- Древние люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной. В ней могли находиться только сухие продукты.

Слайд 2

- Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига. Люди научились обжигать посуду в печи. Теперь в неё можно было наливать воду, молоко, готовить пищу на огне.

Слайд 3

- Керамика, керамическая посуда – это посуда из красной глины. Фарфор – посуда из белой глины.

Слайд 4

- Русская национальная посуда была деревянной и глиняной. Сначала она была простая без особой красоты.

Слайд 5

-Со временем русские мастера создали красивую посуду. Её знают во всём мире – Гжель и Хохлома.

Слайд 6

- Когда люди научились обрабатывать металл, они стали делать металлическую посуду. Русские самовары сделаны из меди, чайник и стакан из серебра. Серебро очищает воду, а это полезно для здоровья.

Слайд 7

- Со временем появилась стеклянная посуда.

Слайд 8

- Из пластмассы делают разную посуду. Она лёгкая и небьющаяся.

5. Игра «Какая посуда с мячом (образование относительных прилагательных)

- Вы рассказали бабушке Федоре, как появлялась посуда и из чего её делали. А теперь поиграем:

Ложка из дерева (какая) – деревянная

Стакан из стекла - …

Кувшин из глины - …

Нож из металла - …

Поднос из пластмассы - …

Ваза из хрусталя -…

Чашка из фарфора - …

Тарелка из керамики -…

Самовар из меди - …

Вилка из серебра - …

Физминутка «Помощники»

Раз, два, три, четыре, пять! Дети шагают. Будем маме помогать! Хлопают в ладоши. Быстро чашки мы помыли, Круговые движения ладонями. Про тарелки не забыли. Круговые движения ладонями. Всю посуду мы убрали, Поднимают руки вверх. Очень сильно мы устали! Разводят руки в стороны.

6. Игра «Четвёртый лишний»

Федора:

- Как же дети помогали! Мыли, вытирали сами Все тарелки, чашки, ложки (Слайд 9)

И еще грязнулю-кошку. Очень деточки хотели, Чтоб на кухне все блестело.

Так старались, так спешили - Что-то лишнее помыли!

-Дети, кто был внимателен, скажите, что помыли лишнее? ( Кошку не надо мыть: это животное, а не посуда.)

(Слайд 10)

- Подумайте, а что здесь лишнее? (Вся посуда стеклянная, кружка деревянная)

7. Разрезные картинки

- Ребята! Посмотрите, неловкая бабушка Федора разбила посуду! Что нужно сделать, чтобы посуда стала, как новая? (Склеить осколки)

(На двух столах лежат разрезанные на части картинки – заварочный чайник и чашка. Дети делятся на две команды и собирают свой предмет посуды. Затем каждая команда называет, из каких частей состоит их посуда.)

8. Игра «Подбери действие!»

- Молодцы! Вы здорово помогли бабушке. А теперь давайте научим Федору ухаживать за посудой.

Федора бросает детям по очереди мяч, а дети называют слово-действие (что нужно делать с посудой : мыть, полоскать, вытирать, чистить, натирать, убирать, беречь, заботиться, ухаживать.)

9. Игра с фасолью

Дети садятся за столы. Перед ними пластиковые мисочки с фасолью, в которых спрятаны предметы игрушечной посуды. (Повторяют правила игр с крупами)

- В мисочках совсем не соль,

А разноцветная фасоль (перебирают пальцами фасолинки)

В ней посуда для детей («ныряют» пальчиками до дна)

Ты достань её скорей! (ощупывают и достают посуду из фасоли)

10. «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Дети называют ласково предметы посуды, которые нашли в мисочках с фасолью: чашечка, сковородочка, вилочка, кастрюлька, блюдечко, чайничек, ножичек, ложечка, солоночка.

11. Классификация видов посуды

- Много разной посуды повстречалось сегодня в нашей сказке. А знаете ли вы, что посуда бывает разная по своему назначению. Скажите Федоре, как называют посуду, в которой готовят еду на кухне (кухонная, которую ставят на стол, чтобы есть (столовая, которую используют, когда пьют чай (чайная).

- Посмотрите, на этом столе разная посуда.

Вот задание для девочек:

Дочки маме помогали:

Стол к обеду накрывали.

Призадумались они -

Что поставить мы должны?

- Девочки должны выбрать посуду и накрыть стол к обеду.

-Вот задание для мальчиков:

К Вам бабулечка пришла,

Тортик сладкий принесла.

Сядем мы сейчас за стол,

Чая вкусного попьём.

- Мальчики накрывают стол для чаепития.

-Какую посуду выбрали девочки? (Столовую)

-Какую посуду выбрали мальчики? (Чайную)

-Какая посуда осталась на столе? (Кухонная)

12. Упражнение на развитие дыхания с акватерапией «Вода кипит»

- Чтобы чаю нам попить, Нужно воду вскипятить.

- Подойдите к столам. Возьмите трубочку и поставьте ее в стаканчик. Возьмите стаканчик в руки.

Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте в трубочку, не надувая щек.

Сначала вода начинает нагреваться, появляются первые пузырьки. Вода начинает закипать. Закипела, забурлила.

Достаточно. Выньте трубочку положите ее обратно на поднос. Всегда помните, что настоящий кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным!

III Заключительный этап

-Вот теперь вся посуда к нам вернулась к Федоре. - А посмотрите-ка на бабушку Федору: как она преобразилась!

«… Чудо случилося с ней: Стала Федора добрей!»

Федора:

-«Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить, и уважать!»

«Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!»

(кадр из м/ф)

- «А на белой табуреточке, Да на вышитой салфеточке Самовар стоит, Словно жар горит, И пыхтит, и на бабу поглядывает: «Я Федорушку прощаю, Сладким чаем угощаю! Кушай, кушай. Федора Егоровна!» (конец мультфильма – слова самовара 8.25)

Федора:

- Спасибо вам, дорогие ребятушки! Без ваших знаний и вашей помощи мне бы ни за что не удалось вернуть посуду. (Угощает детей сладостями)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие для старшей группы для детей с ТНР «Посуда» Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме «Посуда». Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - Согласование притяжательных.

Интегрированное занятие в старшей группе «Посуда» Задачи: - уточнить, расширить и систематизировать знания детей о посуде; - формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению.

Коррекционное занятие по теме «Посуда» в старшей логопедической группе «ПОСУДА» Конспект коррекционного занятия в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные цели. Упражнять в четком произношении.

Логопедическое занятие «Образование относительных прилагательных на материале лексической темы «Посуда»Логопедическое занятие «Образование относительных прилагательных на материале лексической темы «Посуда» Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное развитие • Социально-коммуникативное развитие • Художественно-эстетическое.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков Ш — Ж» ТЕМА: Дифференциация звуков Ш – Ж. ЗАДАЧИ: - учить детей дифференцировать звуки Ш – Ж по глухости-звонкости в слогах, словах и предложениях;.

Логопедическое занятие в старшей группе ДОУ Мотивационно-целевой блок. Логопед. Ребята, сегодня у Буратино День рождения, он пригласил нас на праздник, посмотрите, как много гостей.

Логопедическое занятие в старшей группе «Веселое путешествие звуков [С]-[З]» Веселое путешествие «Звуков С и З». Коррекционно-образовательные цели: Учить правильной артикуляции дифференциации звуков С и З в произношении.

Обобщающее занятие по развитию речи с детьми старшей группы «Посидим рядком, поговорим ладком» Обобщающее занятие по развитию речи с детьми старшей группы. Тема: «Посидим рядком, поговорим ладком» Образовательная область: коммуникация,.

Обобщающее занятие в подготовительной логопедической группе «Звуки [к]-[к’]» и буква «К» «Зимующие птицы» Коррекционные задачи 1)Закрепление произношения звуков “К - КЬ” 2)Совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза слова. 3)Систематизация.

Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе. Тема: «Обобщающее понятие «транспорт». Программное содержание: Познакомить детей с обобщающим понятием транспорт. Учить детей выделять различные признаки предметов, сравнить их,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Посуда». Обобщающее логопедическое занятие в старшей группе
Опубликовано: 2 мая 2017 в 10:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД