Татьяна Голубева
Логопедическое занятие «Образование относительных прилагательных на материале лексической темы «Посуда»
▼ Скачать +Заказ
Интеграция образовательных областей:
• Речевое развитие
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Тип занятия: фронтально - подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка; 3 период обучения
Возраст и контингент обучающихся: старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Цель: формирование у детей практических навыков образования и правильного употребления относительных прилагательных
Задачи:
Публикация «Логопедическое занятие „Образование относительных прилагательных на материале лексической темы „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- коррекционно—образовательные: продолжать знакомить детей с различными материалами; активизировать в речи детей относительные прилагательные;
- коррекционно—развивающие: формировать практические навыки образования и правильного употребления относительных прилагательных; совершенствовать навыки словообразования и согласования; развивать речевое внимание, память, языковое чутье, общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей самостоятельность и самоконтроль.
Оборудование: предметные картинки – посуда; отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»; посуда (металлическая крышка от кастрюли, деревянная ложка, пластмассовый стакан, стеклянный стакан, глиняная ваза и т. п.); картинки, вырезанные из журналов (посуда из различных материалов).
Ход занятия
I. Организационный момент
• Артикуляционная гимнастика - авторская игра «Украсим чашку»
• Пальчиковое упражнение «Помощник»
• Логопед читает стихотворение:
… И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!" …
… Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А за ними блюдца, блюдца
Вдоль по улице несутся …
На стаканы - дзынь! - натыкаются,
И стаканы - дзынь! - разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"
А за нею вилки, рюмки да бутылки,
Чашки да ложки скачут по дорожке …
Логопед. Из какой сказки этот отрывок? Вспомните, какие предметы убежали от Федоры? Как можно назвать все эти предметы? (посуда).
II. Основная часть
• Сообщение темы занятия
Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить о посуде и о материалах, из которых ее делают.
• Образование относительных прилагательных
Логопед показывает металлическую крышку, деревянную ложку, глиняную вазу, стеклянный стакан …
- Из чего сделана ложка? (Из дерева.) Значит, она какая? (деревянная) и т. д.
Возможные ответы детей: Это деревянная ложка, это металлическая (железная, стальная) крышка, это стеклянный стакан …
• Дидактическое упражнение «О чем идет речь?» (по предметным картинкам)
О чем можно сказать: деревянная … (посуда, ложка, разделочная доска, лопатка, ваза, скалка, миска …) , деревянный … (поднос, стакан, …) , деревянное … (блюдо, …)
О чем можно сказать: металлический … (половник, ножик, поднос, бидон, чайник …) , металлическая … (кастрюля, сковорода, миска, ложка, вилка, …) , металлическое … (блюдо, ведро, …)
О чем можно сказать: стеклянная … (банка, бутылка, сахарница, …) , стеклянный … (стакан, чайник, …) , стеклянное … (блюдо, блюдце, …)
(Фарфоровая (-ый, -ое, -ые), пластмассовая (-ый, -ое, -ые), глиняная (-ый, -ое, -ые) и т. д.)
• Динамическая пауза с речевым сопровождением
Я – чайник: ворчун, хлопотун, сумасброд!
Я вам напоказ выставляю живот.
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
– Эй, люди, я с вами попить чай хочу!
(Стоим, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держим на поясе (меняем руки на каждое слово). Гладим по животу ладошкой. Топаем (на каждый слог). Делаем призывные движения правой рукой на каждое слово.)
• Работа в минигруппах, индивидуальная работа
Детям раздаются вырезанные из журналов предметные картинки с посудой из различных материалов.
Логопед. Назовите и отберите деревянную посуду (стеклянную, металлическую, глиняную,).
Дети наклеивают картинки на листы бумаги по группам (по материалу, из которого сделана посуда).
• Презентация работы
Дети демонстрируют получившиеся плакаты, проговаривая четко окончания относительных прилагательных: Это глиняный кувшин … Вот стеклянная чашка … У нас деревянное ведро … Тут металлическая вилка … И т. д.
III. Итог занятия, оценка деятельности детей, рефлексия