Ирина Свиридова
Конспект логопедического занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед : Свиридова Ирина Владимировна
Тема: Звуки [л], [л']. Буква Л.
Класс: 1
Цель: формирование умения детей находить в словах звуки [л], [л'] и уметь их различать; формирование умения обозначать звуки [л], [л'] буквой Лл.
Задачи:
- познакомить с буквами Лл и формировать умение обозначать звуки [л], [л'] буквой Л.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звуки [л], [л’], Буква Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- формировать умение читать слова с изученными буквами;
- развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;
- содействовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воспитывать навыки коммуникативного общения.
Ожидаемый результат
Обучающиеся научатся: различать согласные звуки [л], [л'],буквы Лл; правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами.
Обучающиеся получат возможность научиться: дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам.
Содержание урока
Этапы занятия Содержание Коррекционно-развивающие задачи
Эмоцион. настр. – Прозвенел звонок весёлый,
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
- Повернитесь друг к другу лицом. Возьмитесь за руки. Передайте тепло, доброжелательность и хорошее настроение.
Садитесь. Молодцы! - активизировать эмоциональный настрой детей на совместную работу
- развитие произвольного внимания
Актуализация опорных знаний
Этап вызова
Этап осмысления
Повторение о гласных и согласных звуках.
-Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поются, а согласные встречают преграду и их нельзя петъ)
-Какие бывают согласные? (Мягкие, твёрдые; звонкие и глухие)
-Как произносятся звонкие согласные? (С шумом и голосом)
-Как произносятся глухие согласные? (Только с шумом)
-Когда согласные произносятся мягко? (Перед гласной и)
-Когда согласные произносятся твёрдо? (Перед гласными а о у ы)
Игра «Найди свой домик».
-Была хорошая погода, гласные вышли погулять (а, о, у, ы, и). Вдруг небо потемнело. Начался дождь. Буквы увидели домики и побежали к ним. Но хозяин мог пустить только своих.
- Кто в какой домик попадает? Почему?
а о у ы - в синий, т. к, согласные звуки перед ними твёрдые
и – в зелёный, т. к, согласные звуки перед ними мягкие
Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л’] из слов – отгадок.
Учитель читает загадки.
1. Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (лось).
Картинка – лось.
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?. (лиса)
Картинка – лиса.
Звукобуквенный анализ слов лось и лиса
Выделение новых звуков [Л], [Л'].
-Произнесите хором слово лось и лиса.
-Какой звук слышите в начале этих слов? (Звук [л] и звук [л'])
- Подберите соответствующую схему
А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?
Я вам открою секрет. Она называется - буква эль.
- А сейчас скажите мне, кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
- Сформулируйте цель нашего урока.
Сообщение темы и цели урока
Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л.
Сегодня на уроке:
Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.
Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.
Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.
Научиться читать слоги и слова с этими буквами.
Что мы для этого будем делать?
Составляем план работы на уроке.
1. Составим характеристику звуков.
2. Будем работать со схемами слов.
3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами.
4. Будем читать слоги.
5. Будем читать слова и предложения.
Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску.
-Ребята. А для чего мы всё это будем делать?
1. Характеристика звука
2. Игра «Кто внимательный».
- Поиграем в игру «Кто внимательный». Вам нужно запомнить слова со звуками ([л], [л’], которые встретятся вам в сказке (см. в конце карты)
Садитесь поудобнее, спины прямые, ноги на полу.
– Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуками [л], [л’].
– Что вам понравилось в сказке?
– Какое самое ласковое, тёплое, сияющее слово? (любовь)
– Ребята, а в каком слове немало волшебного спрятано? (лес)
– Какие звуки чаще всего встречаются в сказке? (Звуки [л], [л’])
– В каких словах?
3. Распознавание нового звука в словах.
- 1) Я буду называть слова, а вы, если услышите звуки [л], [л’] в слове, то хлопайте в ладоши, а если этих звуков нет, то просто сидите.
Лес, радуга, поле, дорога, ласточка, дождь, полоса, лукошко, весло, грибы, половинка.
2) А сейчас, если услышите звуки вначале слова, то встанут из-за парт девочки, а если в середине или конце слова, то встанут мальчики.
Лето, пол, лесенка, велосипед, полка, лимон, лук, потолок, лак, стол.
Знакомство с буквой
Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л’] можно обозначить буквой – эль. Посмотрите, как она выглядят печатные буквы : заглавная и маленькая. На что они похожи?
Алфавит продолжит наш
Буква Л- лесной шалаш.
-Что такое шалаш?
Шалаш-это постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой.
(Словарь С. И. Ожегова).
- На что похожа эта буква? (На лесной шалаш.)
- Как называется новая буква? (Эль).
Дрессировщик буквой машет.
Перед ним лошадка скачет.
Показ письменных букв.
Письмо строчной буквы л
Пропись стр. 20
Напишите в воздухе
Напишите носиком
На ладошке
На спине у соседа
Работа по карточке
- Найдите в этом отрывке изучаемую букву «л» и подчеркните её карандашом.
Летний лес. Шелестят ласковые листья клёна. Лучи солнца ласкают лицо. На полянке летают бабочки. Желтеют в зелёной траве одуванчики. Лягушка ловит легкокрылых мошек.
- Сколько букв нашли? (18)
- Подчеркни буквы Л (зелёный и синий карандаш)
-В каких словах буква л обозначает твёрдый звук [л]? Назовите эти слова. Почему?
-В каких словах буква л обозначает мягкий звук [л ]? Назовите эти слова. Почему?
Письмо слогов с буквой л
1. чтение слога.
2. написание слога
- Дополните слог до целого слова
Физминутка
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать себе лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
Составление слов по схемам.
Развитие связной речи.
Работа по картинке «Букваря».
(Сказка «Лисичка со скалочкой»)
Рассматривание картинки.
- Что изображено на картинке?
- К кому стучится лиса?
- Что она говорит хозяевам?
- Почему хозяин отдает лисе уточку?
2. Чтение предложений:
Тут лиса. Она мила. А тут утка. Она мала.
Работа «над словесным рисованием» : нарисуй по воображению, как все происходило, дополни букварный текст.
-Сравните ваш рассказ с мультфильмом.
Просмотр мультфильма «Лисичка со скалочкой» - развитие слухового восприятия;
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие образного и логического мышления;
- учить формулировать тему урока, ставить учебную проблему;
- развитие умения работать по плану;
- развитие тактильного восприятия;
- учить анализировать текст;
- вызывать эмоциональный отклик на прослушивание литературного произведения;
- развитие слухового внимания и скорости реакции;
- закрепление графомоторных навыков;
- выработка аккуратного почерка;
- развитие зрительного восприятия, произвольного внимания;
- закрепление навыка послогового чтения;
- формирование навыков саморегуляции.
Итог урока - Что нового узнали на уроке?
- Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л] и [л’] одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?
- Что понравилось на уроке?
- Какое задание было трудным?
- Чем хотели бы завтра заниматься на уроке?
- формирование умения обобщать и анализировать полученную информацию
Оценивание (рефлексия).
Критерии оценивания:
Я могу различать согласные звуки [л], [л'], правильно их произносить.
Могу писать строчную букву л
Могу читать слоги, слова с буквами Лл
-Если у вас все плюсы – прикрепите красный листочек, если плюсы и минусы - жёлтый цветочек. А если все минусы –зелёный цветочек
- формирование навыков рефлексии;
- формирование умения адекватно оценивать свою работу.
М. Скребцова «Сказка о букве Л».
– Да, дуб – красивое дерево, – сказала буква Л, – настоящее украшение леса. Но ты, буква Д, не гордись, что с тебя такое красивое дерево начинается, зато тебя запомнить трудно, а меня очень легко: убери с буквы А перекладинку, вот тебе и буква Л.
Л – буква лёгкая, ласковая, и с неё много ласковых лё гких слов начинается: лес, луна, лето, лебедь. И самое ласковое, тёплое и сияющее слово – «Любовь». С Любви начинается всё прекрасное на земле. Любовь способна самое ледяное сердце согреть.
Но и в других словах немало волшебного спрятано. Например, «лес» – совсем коротенькое слово, а сколько в нё м чудес: не только дуб в лесу живёт, – в лесу целое царство деревьев, кустов, трав и цветов. В этом царстве ещё много других царств прячется: царство зверей и птиц, царство насекомых и царство грибов и ягод. Сколько сказок прячется в каждом дереве, в каждом цветке. Стоит присмотреться хорошенько, увидишь столько чудес, что голова закружится!