наталья литовкина
Логопедическое занятие. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.
Цель: Научить детей работать с деформированным предложением. Правильно его грамматически оформлять.
Развивать умение восстанавливать неполноценное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги.
Развивать чувство ритма, формировать умение находить рифму с учетом стихотворного размера.
Публикация «Логопедическое занятие, Работа с деформированными предложениями, Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами» размещена в разделах
Развивать умение выбирать синоним из синонимического ряда, находить и устанавливать связь между отдельными элементами материала, и опираться на них при его воспроизведении. Развивать слоговой синтез.
Прививать любовь к родному языку.
Оборудование : предметные картинки, карточки с текстом, карточки предлоги, карточки со стихотворением, мультимедийная система, презентация.
Используемые технологии: технология развития связной речи. Методика Н. Г. Андреевой. Нетрадиционные логопедические технологии (аромотерапия). Здоровьесберегающие технологии.
Ход урока.
Перед уроком зажечь аромолампу с маслом лимона (возбуждает нервную систему и повышает работоспособность).
1. Организационный момент.
Замок откроется тогда,
Когда составишь ты слова.
Попробуй разгадать быстрее всех!
Уверена, что ждет тебя успех!
-Сядет тот, кто из слогов составит слово.
-Назови лишнее слово. Объясни свой ответ.
2. Запись числа, темы занятия «предложения с пропущенными словами».
3. Работа с деформированным стихотворением. Развитие опосредованного запоминания.
Сам придумай
У ___ высокий рост,
У ___ пушистый хвост,
У ___ крепки рожки,
У ___ тонки ножки.
У ___ толсты губы,
А у ___ острые зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа! (А. Бродский)
-Назови предметы на картинках. Вставьте подходящие по смыслу слова в стихотворение, прочитайте стихотворение выразительно. (логопед закрывает текст стихотворения, а предметные картинки располагает в ряд.)
«Слон», «Лиса», «Козленок», «Цыпленок», «Мартышка», «Волк», «Еж», «Уж», «Чиж».
- Послушайте, как я расскажу стихотворение по картинкам (коллективная работа восстановление стихотворного текста).
4. Развитие чувства ритма. Найди рифму.
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Что бы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
- Послушайте. Добавьте в рифму недостающие слово. Из какой сказки эта стихотворная строка?
Вместо шапки на ходу он надел ___ сковороду. (С. Маршак. «Вот какой рассеянный»
У тебя на шее вакса, у тебя под носом ___ клякса. (К. Чуковский «Мойдодыр»)
И пришел к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в ___ нос» (К. Чуковский «Айболит»)
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого ___ петушка. (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
Пошла Муха на базар и купила ___ самовар. (К. Чуковский «Муха-Цокотуха»)
Трусы и рубашка лежат на песке.
Никто не плывет по опасной ___ реке. (С. Михалков «Фома»)
Ехали медведи на ___ велосипеде. (К. Чуковский «Тараканище»)
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят он плохой, ___ неряха. (В. Маяковский «Что такое хорошо? Что такой плохо?»
5. Физминутка.
Ищет вещи Маша, Маша- растеряша
И на стуле нет…
И под стулом нет…
На кровати нет, под кроватью нет…
Вот такая Маша, Маша- растеряша.
Сядет тот, кто назовет из стихотворения физкультминутки предлоги (на, под).
6. Работа с деформированными предложениями. Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами.
Выставляю карточки с предлогами на, с, в, за, у, из, около.
- Прочитайте, что написано на карточках? (предлоги) Что необходимо помнить о правописании предлогов?
Раздаю учащимся карточки с текстом «Лесные малыши»
Лето- время лесных малышей. ___ гнезд вылетают птицы. ___ зверей растет смена. Медвежата послушно следуют___ мамой. Лисята играют ___ норы. Бельчонок совершает ___ сосны быстрый прыжок. ___ сумерках выходят ___ охоту ежата.
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет :
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?»
Коллективная работа (последовательно по каждому предложению) :
- Прочитайте предложение. Какие слова пропущены (предлоги).
- Вставьте подходящий по смыслу предлог.
- Повторите предложение целиком.
- Посчитайте количество слов в предложении. Назовите какое место по порядку занимает предлог?
- Прочитайте рассказ, вставляя предлоги.
- Что мы прочитали? (текст)
- О чем говорится в тексте?
- Запишите заголовок.
- Запишите текст в тетрадь, вставляя подходящие по смыслу предлоги.
- Составьте и запишите схему второго, четвертого, пятого предложения.
7. Составление связного текста из неполных предложений. Выбор слова из ряда слов – синонимов.
Выбор слова в рифму.
Прочитайте, вставьте нужные по смыслу слова, которые рифмуются.
Очень – очень вкусный пирог.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе ___(пригласил, позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ___ (торт, пирог, кекс)
Пирог, ножи и вилки тут-
Но что-то гости (не приходят, не идут).
Я ждал, пока хватило сил
Потом кусочек ___(съел, отрезал, откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту___ (проглотил, съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек ___ (не увидели, не нашли).
Выразительно прочитайте стихотворение.
8. Выбор слова в тексте сказки.
Выберите слово, которое в большей степени подходит к отрывку из сказки.
Прежде чем записать текст в тетрадь, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Жил был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под березку, сапоги свои (скинул, снял). Сидит Иван (ест, закусывает) хлеб. Достал он кувшин, решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зеленой (траве, травке) ползет жук…
9. Итог занятия.
-Какие задания Вы выполняли на занятии?
- Чему вы научились?
10. Рефлексия.
Разработал занятие учитель-логопед Литовкина Н. А.