Светлана Тимофеева
Логопедическое занятие «Поездка в Простоквашино. Звуки [р] — [р’]. Буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Поездка в Простоквашино.
Звуки [р – рь]. Буква Р»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.
Формы проведения совместной деятельности: коммуникативная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность.
Цель: дифференциация в произношении звуков [р – рь], развитие ритмической способности.
Задачи:
- дифференцировать в произношении звуки [р] и [рь] в словах, предложениях, стихотворных текстах;
Публикация «Логопедическое занятие „Поездка в Простоквашино, Звуки [р] — [р’], Буква Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
- упражнять в воспроизведении речевого ритмического ряда по образцу, заданному цветом;
- совершенствовать навык звукового анализа;
- упражнять в употреблении имен существительных в косвенных падежах;
- развивать умение соотносить количество звуковых сигналов с количеством зрительного ряда;
- упражнять в умении выделять сильные доли в двигательном ритмическом ряду;
- проводить профилактику оптической дисграфии;
- развивать навык слогового анализа и синтеза;
- вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, развивать мелкую моторику.
Методические приемы реализации содержания НОД: наглядные, словесные, игровые.
Оборудование: конверт с письмом от Матроскина, фланелеграф, демонстрационные фишки синего и зеленого цвета, символ звонкого согласного (звенящий колокольчик, фигурки героев занятия (Дяди Федора, Матроскина, Шарика, Мурки, Гаврюши, Печкина, листы с нарисованным силуэтом руки и раскрашенными индивидуально для каждого ребенка пальчиками, демонстрационные слоги РА, РУ, РЫ, РИ, музыкальные и шумовые инструменты для каждого ребенка, пособие «Веселая гусеница» (демонстрационный вариант, листы с нарисованными двумя героями и несколькими предметными картинками (по количеству детей, цветные карандаши, предметные картинки (для фланелеграфа) и слоговые схемы на карточках (по количеству детей, пособие «Пальчиковые шаги (по количеству детей).
Предварительная работа: постановка или уточнение звуков [р] и [р], поэтапная реализация технологии по развитию ритмической способности, разучивание стихотворения-шутки.
Работа с родителями: проведение индивидуальных консультаций с демонстрированием способов постановки и автоматизации звуков [р] и [рь], ознакомление родителей с технологией развития ритмической способности у дошкольников.
Логика образовательной деятельности
I. Оргмомент. Организация детей. (Создание положительного эмоционального настроя на деятельность). Логопед здоровается и предлагает детям встать в круг. Воспитанники здороваются.
Произнося слова стихотворения, логопед просит детей выполнять движения по содержанию.
- Здравствуй, правая рука! (Дети протягивают вперед правую руку).
-Здравствуй, левая рука! (Дети протягивают вперед левую руку).
- Здравствуй, друг! (Протягивают правую руку соседу справа).
- Здравствуй, друг! (Подают левую руку соседу слева).
- Здравствуй, здравствуй, добрый круг! (Качают сомкнутыми руками вперед-назад).
II.Основная часть. Введение в тему.
1.(Логопед выставляет на фланелеграф фигурки Дяди Федора и Шарика). Дети слушают текст письма. Логопед читает письмо кота Матроскина. «Здравствуйте, ребята! Вам пишет кот Матроскин из Простоквашино. Мне стало известно, что вы сейчас изучаете звуки Р и РЬ. Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады. Прошу вас привезти….»
- На этом месте письмо обрывается.
- Хотите сегодня поехать в Простоквашино и повторить звуки Р и РЬ. Давайте вспомним характеристику этих звуков.
Один ребенок выходит к фланелеграфу и, выбирая соответствующую фишку и колокольчик, дает характеристику звукам Р и РЬ и определяет, у кого из представленных героев, какой любимый звук. Внимание детей направлено на изучаемые звуки.
2. Упражнение «Цветные пальчики» . (Развитие ритмической способности). Перед каждым ребенком лежит лист с силуэтом руки, где пальцы раскрашены в оранжевый и фиолетовый цвета в разнообразных сочетании.
-Ребята, перед поездкой давайте потренируемся в произношении звуков Р и РЬ. Каждый из вас произнесет зашифрованные слоги по пальчикам, начиная с большого. (Оранжевый цвет – слог РА, фиолетовый – слог РУ; затем перешифровать в РО – РЁ) (Каждый ребенок произносит по своему рисунку ряд слогов по 2 раза).
РА–РА–РУ-РА-РУ; РЫ-РИ-РЫ-РИ-РИ и т. п. (Дети умеют воспроизводить речевой ритмический ряд по образцу, заданному цветом).
3. Упражнение «Веселая гусеничка». (Развитие ритмической способности).
- Пора отправляться в путь. А чтобы было интересно в пути, веселая гусеничка предлагает вам поиграть в разные ритмы на музыкальных инструментах. На спинке гусеницы нарисован ритмический рисунок, где большая точка-это длинная нотка, а маленькая – это короткая нотка. Дети одновременно, каждый на своем шумовом инструменте, проигрывают ритм три раза подряд:
I – II – I – II.
Затем логопед заменяет один фрагмент гусенички, тем самым изменяя ритмический рисунок. Дети воспроизводят и его три раза подряд:
I – II – II – II. (Дети умеют соотносить звуковые сигналы с ритмическим рисунком).
4. Упражнение «С чем и для кого?» . (Развитие звукового анализа и лексико-грамматического строя речи).
- А вот и Простоквашино! С кем мы поздороваемся? (Дети здороваются с Дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным).
- Ребята, скажите, в чьем имени или фамилии нет звуков Р и РЬ?
- В фамилии Печкин нет звуков Р и РЬ.
- А теперь давайте вручим нашим друзьям подарки, которые мы привезли! Будьте внимательны: герою, в имени у которого есть твердый звук Р, нужно подарить предмет также с твердым звуком. Итак, с чем вы приехали и для кого подарок?
- Я приехал с кастрюлей для Шарика.
- Я приехала с рубашкой для Дяди Федора.
И т. д. (Одновременно дети работают на индивидуальных листах, соединяя карандашом синего или зеленого цвета подарок с выбранным героем). Дети умеют определять наличие твердого и мягкого звуков [р] и [рь] в словах.
(Правильно изменяют имена существительные в косвенных падежах).
5. Динамическая пауза. (Переключение деятельности. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разгрузка. Развитие координации речи и движения).
- Поможем Дяде Федору вскопать огород!
Детям предлагается повторить рифмовку с соответствующими движениями под ритм стихотворения.
Мы лопаты взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом стихотворения.
6. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». (Развитие межполушарного взаимодействия)
- Дядя Федор вам благодарен за помощь на огороде. А теперь он просит вас проверить его домашнюю работу. Но сначала необходимо выполнить зарядку для рук.
Далее логопед просит с усилием выполнять первое движение, а два остальных-спокойнее; затем просит сделать акцент на втором движении; на третьем движении. Дети выполняют автоматизированные ряды «Кулак – ребро – ладонь» три раза подряд. Затем выполняют эти движения с заданными акцентами. Дети умеют выделять сильные доли в двигательном ритмическом ряду.
7. Графическое упражнение «Редактор».
- А теперь проверим домашнее задание Дяди Федора. Перед вами листы с напечатанными правильно и неправильно буквами Р. Правильно написанную букву Р нужно обвести в кружок, а неправильно написанную – зачеркнуть. Дети «редактируют» написанные буквы, выделяя правильно написанную букву Р. (Дети знают, что звуки [р] и [рь] обозначаются буквой Р. Знают, как выглядит печатная буква, из скольких элементов она состоит и как эти элементы расположены в пространстве).
8. Упражнение на слоговой анализ и синтез.
- Следующее задание – соотнести слоговую схему (у каждого ребенка своя) с картинками на фланелеграфе. Обратите внимание на ударение в словах! Каждый ребенок выходит к фланелеграфу и выбирает картинку, название которой соответствует индивидуальной слоговой схеме. Помещает схему около картинки. (Дети владеют навыком слогового анализа и синтеза).
9. Упражнение на развитие чувства ритма и мелкой моторики «Пальчиковые шаги».
- Послушайте, какое стихотворение-шутку сочинил Шарик на рыбалке.
Он предлагает вам пальчиками ритмично прошагать по кружочкам двумя руками указательными и большими пальцами, проговаривая шутливое стихотворение.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака
Дядю Федю – чудака.
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушел, хитрец! Сорвался!
Дети, ритмично произнося текст стихотворения, «шагают» пальчиками по разноцветным кружочкам в своем пособии. (Дети четко координируют действия во взаимосвязи с речью. У детей развивается мелкая моторика).
III. Итог.
- Пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с нашими героями!
- Ребята, какие звуки вы сегодня старались четко произносить?
Куда мы совершили поездку?
В какие игры мы играли?
Какие игры вам понравились?
(Дети отвечают на вопросы логопеда Завершение деятельности, подведение итогов, обобщение).
Литература
1. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод. пособие /— М. : Айрис-пресс, 2006. — 64 с. — (Библиотека логопеда-практика).
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. М. : Владос, 2001. – 215 с.