Светлана Баландеу
Логопедическое занятие по теме «Звук [с] и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: учитель-логопед высшей категории
ГБДОУ №70
Кировского района Санкт-Петербурга
Баландеу Светлана Александровна
Занятие в старшей группе
Тема: Звук и буква «С».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
• Закреплять знание о механизме образования звука С, его акустических особенностях.
• Расширять словарь.
Коррекционно – развивающие:
• Закреплять словно-рефлекторные связи на данный артикуляторно-акустический образ звука.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
• Утонять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.
• Закрепить произношение звука [С] в словах и предложениях.
• Учить выделять звук [С] на фоне слова.
• Тренировать детей в фонематическом анализе и синтезе трех- и четырех звуковых слов.
• Познакомить детей с новыми лексическими понятиями по теме «Посуда».
• Закрепить употребление предлогов «в», «из».
• Тренировать в слоговом анализе двух- и трехсложных слов.
• Закрепить зрительный образ буквы «С».
• Развивать зрительное внимание детей.
Коррекционно - воспитательные:
Воспитание навыка сотрудничества на занятии, самостоятельности.
Обордование:
Индивидуальные зеркала. Пособие «Волшебная гусеница» (фонематический анализ). Предметные картинки (стол, самовар, сахарница, салфетница, супница, салатница, сухарница, солонка, масленка, поднос, миска). Картинки-персонажи (сова, слон, сорока, собака, сом, аист, медведь, волк, почтальон, крыса). Пособие «Поезд» (слоговой анализ). Веревочки. Блюдца с манной крупой.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
- Здравствуйте дети, сегодня у нас на занятии гости, поздоровайтесь, пожалуйста.
- Здравствуйте.
2. Сообщение темы.
- Отгадайте загадку: «С хозяином дружит,
Дом сторожит
Живет под крылечком
А хвостик колечком».
- Собака.
- Назовите первый звук в этом слове.
- [С].
- Сегодня тема нашего занятия «Звук и буква С»
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
- Скажите пожалуйста звук С гласный или согласный?
- Согласный.
- А почему вы так думаете?
- Потому что когда произносим, есть преграда. Зубки мешают. Язычок в них упирается. Животик напрягается.
- Какой этот звук : звонкий или глухой?
- Глухой.
- Почему?
- Потому что мы произносим его без голоса, шепотом.
- Давайте вспомним стихотворение про звук С.
-«Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе.
По середине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
С,с,с,с,с произнеси!
Ссс! синичка просвистела.
Ссс! свирель в лесу запела.
Ссс! в кустах свист соловьиный.
Ссс! свисток сирены сильный.
4. Развитие фонематического слуха, определение наличия звука С в словах.
-Ребята, а вы знаете, что именно сегодня одна лесная птица празднует свой день рождения, и мы с вами сейчас отправимся на этот праздник. Но сначала мы должны отгадать загадку и узнать, как зовут эту птицу. «Днем спит, ночью летает – прохожих пугает».
-Сова.
( На ковролине стол за столом сидят: Сова, Лиса, Сом, Аист, Сорока, Собака, Слон, Волк, Медведь.)
-Ребята, посмотрите, кто здесь собрался за столом. (Дети проговаривают названия животных). А как вы думаете, кто пробрался на праздник без приглашения и хочет все испортить.
- Волк и Медведь, потому что в их названии нет звука [С]. Придется Волку и Медведю отправиться к себе домой.
(Волк и Медведь уходят).
5. Активизация словарного запаса детей, введение новых лексических понятий. Закрепление предлогов «на», «из».
-Посмотрите, что стоит на столе: (салатница, сахарница, сухарница, солонка, салфетница, масленка, супница).
-Сахарница.
-Верно. А вы знаете, почему называется «сахарница»?
-Потому, что в нее кладут сахар.
-Куда кладут сахар?
-В сахарницу.
-Откуда берут сахар?
-Из сахарницы.
-На столе еще стоит салатница. Почему она так называется?
-Потому что в нее кладут салат.
-Куда кладут салат?
-В салатницу.
-Откуда берут салат?
-Из салатницы.
( Тот же алгоритм: супница, салфетница, масленка, солонка, сухарница).
6. Определение места звука С в словах.
Гости пришли не с пустыми лапками, а с подарками-загадками.
Сова хоть и умная птица, но все равно всего не знает, и нам с вами придется помочь ей выполнить задания. Поможем?
-Да.
-Первой хочет подарить свой подарок Сорока. Вот конверт (в конверте задание). Вот картинки, определите, где в словах спрятался звук С. Если в начале, то вы положите кружочек в первую клеточку, если в конце - в последнюю, если в середине – в среднюю.
( Слова: самовар, миска, поднос).
Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.
7. Пальчиковая гимнастика.
На стол мы поставим (крутят ладошкой по кулачку)
сухие продукты
Сухарики, сушки (загибают пальчики по одному, начиная с
и сухофрукты: большого).
Сухой абрикос и сушеная слива
В сухарнице выглядят (показывают сухарницу из ладоней).
очень красиво!
8. Фонематический синтез.
-Догадайтесь, кто следующим подарил свой подарок, я произнесу вам звуки, а вы составите из них слово. (С, Л,О,Н).
-Слон.
9. Слоговой анализ.
-Слон принес такое задание: «Сова, знаешь ли ты, кто из нас в каком вагоне ехал на поезде к тебе в гости?» (На ковролине макет поезда из трех вагонов).
В певом вагоне ехали животные, в названии которых один слог,
во втором, в названии которых, два слога, в третьем животные, в названии которых три слога.
Сом, слон, аист, лиса, собака, сорока. (Дети по очереди выходят к ковролину, рассаживают животных).
10. Фонематический синтез.
- Угадайте, кто хочет подарить свой подарок следующим? Я произнесу вам звуки, а вы составите из них слово. (А,И,С,Т).
- Аист.
- Назовите гласные звуки, которые есть в моем имени АИСТ.
- А, И
- Назовите согласные звуки, которые есть в моем имени.
- С, Т.
11. Составление схемы слова.
- А теперь подарок вручает тот, тот кто в озере живет. (В конверте задание).
Составьте схему слова СОВА. (Дети выкладывают на столе схемы из синих и красных кружков).
12. Физкультминутка.
Сова.
В лесу темно,
Все спят давно. (закрывают глаза ладошками)
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (машут руками, как крыльями)
Совушка-сова,
Большая голова, (делают руками круг)
На суку сидит,
Головой вертит, (поворачивают голову то влево, то вправо)
Во все стороны глядит.
13. Составление предложений.
Тут раздается стук в дверь, приходит почтальон, приносит письмо. От кого же письмо. А оно от сестры Совы из соседнего леса. «Поздравляю, прилететь не смогла. Дарю свои фотографии, будь умницей, составь по ним предложения. (картинки вывешиваются на ковролин).
- Давайте составим предложение по этой картинке.
- Сова сидит на суку.
- Сова спит на сосне.
14. Знакомство с буквой «С». Выкладывание буквы С из веревочки.
-Теперь пришел черед Лисы вручить свой подарок. (в конверте буква «С», веревочка и записка: «Попробуй сделать такой рогалик сама»)
- Ребята, а это правда – рогалик?
-Нет, буква «С».
- А похожа буква «С» на рогалик?
- Да.
- А еще на что?
- На месяц.
- Давайте вспомним, как еще можно сделать букву «С»?
- Сушку справа откусили, букву «С» мы получили.
- Теперь давайте подумаем, как нам справиться с заданием Лисы, как сделать букву «С». Зачем тут веревочка?
- Чтобы из нее сделать букву «С».
- Почему именно веревочка, а не палочки? Из палочек можно сделать букву «С».
- Нет.
- Почему?
- Потому что она кругленькая.
- Давайте попробуем сделать букву «С» из веревочки. (выполняют).
- А теперь давайте ее еще и нарисуем (рисуют на манке).
16. Нахождение лишнего символа.
- Посмотрите, тут в конверте подарок от Собаки. (из конверта достаем задание).
- Обведи только правильные буквы «С».
злая крыс
(дети обводят)
- 17. Вписывание пропущенной буквы, чтение слов с пройденной буквой.
- Сове очень понравились подарки гостей и она попросила всех оставить свои автографы, записать имена на память. Но злая крыса откусила из слов букву «С». Вставьте в слова букву «С», прочитайте слова. ( 1-я карточка: СОМ,; 2-я карточка: СЛОН, 3-я карточка: ЛИСА).
(Дети вставляют букву, читают).
18. Итог.
- Ребята, Сова благодарна вам, что вы помогли ей справиться со всеми заданиями, она хочет угостить и вас. (Детям раздаются призы-конфеты).
- Вы молодцы, старались и занимались сегодня на «отлично», теперь нам пора возвращаться из леса в наш детский сад, занятие закончено.
19. Придумывание слов со звуком [С].
(Логопед пытается открыть дверь из кабинета.)
- Ой! Похоже, злая крыса заблокировала дверь. А тут записка: «Выйдет тот, кто вспомнит 3 слова со звуком [С]».
(Дети называют по 3 слова со звуком [С] и выходят за дверь по одному).