Розалия Дорогая
Логопедическое занятие по лексической теме «Животные Севера» в подготовительной группе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Обобщать знания детей о животных Севера.
• Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.
Программное содержание (задачи) :
- обучающие:
Публикация «Логопедическое занятие по лексической теме „Животные Севера“ в подготовительной группе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж, их внешнем виде, образе жизни и повадках.
- развивающие:
Развивать познавательный интерес к жизни животных севера;
развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы;
развивать связную речь, активизировать словарь детей;
развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мышление, память.
- воспитательные:
Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе;
воспитывать любознательность, инициативность,
Методы и приё мы: игровой, словесный, наглядный.
Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.
Материалы к образовательной деятельности: глобус, мультимедийное оборудование, презентация к занятию, доска, магниты, макет теремка, фотографии животных, фонарик.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с картинками животных севера, просмотр видеоролика о жизни животных, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок.
Ход образовательной деятельности:
I. Организационный момент:
Воспитатель (с конвертом в руках) : Сегодня нам пришло письмо. Оно пришло с севера.
Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Логопед показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1—2 месяцев тает снег. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы,
Чтение письма :
«Здравствуйте, ребята. Я живу на Севере, здесь очень интересно, все кругом белое, красивое, блестящее, холодное. Я очень хочу подружиться с вами. Слышал, что вы очень любите играть в игры. Приезжайте ко мне, я тоже знаю много игр, а моё имя вы узнаете, если возьмёте от каждого слова по первому звуку. До встречи»(слайд 1)
Воспитатель: Кто же написал это письмо?
Дети определяют первые звуки в словах по картинкам: утюг, мышь, ключ, арбуз. Получается – «УМКА»
II. Основная часть.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята вы хотите отправиться в гости к медвежонку Умке? Дети: Да. ….
Воспитатель: У меня есть необычный предмет, он может нас перенести в любое место на нашей планете. Что это такое? Ребята, а кто из вас знает, что такое глобус?
Дети: Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты.
Воспитатель: Да, в космосе ее можно увидеть, как огромный шар голубого цвета. Умка живет на крайнем севере. Там очень холодно, чтобы не замёрзнуть наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. (Дети имитируют движения). Вот теперь мы готовы, давайте все вместе скажем волшебные слова:
«Как глобус покрутились, на севере очутились».
На экране появляются слайд (слайд 2)
Воспитатель: Ребята мы оказались с вами на крайнем севере. Ой, нас встречает Умка, но он ни один! Посмотрите, это какие-то животные. Кто знает какие это животные? И они нас ждали, и приготовили для нас разные игры, чтобы мы узнали о них получше.
1 стол (Белый медведь). Для того чтобы узнать кто приготовил нам задание, мы отгадаем загадку:
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь).
Воспитатель: Самое крупное животное Севера – это белый медведь. Тело его покрыто белой длинной шерстью. На снегу его совсем не видно, только нос черный. Когда он охотится, то прикрывает нос лапой. Толстый слой жира и густая шерсть спасает его от холода и он может долго находиться в воде. Большие расстояния проходит он по льдам в поисках пищи. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами. В декабре у медведя рождается медвежонок.
Воспитатель: Что любит больше всего медведь?
Дети: Рыбалку. (На столе лежат удочки и рыбки, на них с обратной стороны нарисованы картинки животных, каждый ребенок придумывает предложение с этим животным).
2 стол. (Морж). Игра с фонариком, что у моржа в ведре.
Толстый в складку богатырь
В ластах и безухий.
Ковыряет с дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой
Угадайте –ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж).
Воспитатель: Морж - это прежде всего массивное тело с ластами, маленькая голова и огромные клыки. Ученые долго думали, зачем этим мирным увальням такие устрашающие клыки. Оказалось, ими мор- моржи перекапывают морское дно в поисках пищи или прорубают во льду проруби.
У моржей толстая кожа с большим количеством запасов жира (до 200 кг, чтобы не замерзнуть на воздухе при минусовой температуре 25-30 °С. У малышей до двух лет есть теплая шерстяная шубка, но она со временем изнашивается и исчезает.
Малыши рождаются раз в 1-2 года. Ростом они 80-100 см и весят 40-50 кг. До двух лет мать кормит их молоком, учит добывать пищу, при опасности защищает и сталкивает в воду.
Моржи могут менять окраску не хуже хамелеонов. Когда морж находится в воде, его кожа становится светло-коричневой (и даже белой, это связано с тем, что кровь отливает от кожи, не давая терять драгоценное тепло. На суше кровь опять приливает к коже, морж становится красновато-бурым.
Морж охотится на морском дне на различных моллюсков, он обнаруживает их своими чувствительными усами, а выкапывает бивнями.
А сейчас мы немного отдохнем и разомнемся.
Динамическая пауза «Кто на Севере живёт?»
По ледяной пустыне
Медведица идёт (Идут по кругу вперевалочку медленно)
За нею медвежата
Торопятся вперёд (Убыстряют шаг)
Трещит мороз жестокий (Обнимают себя руками)
Повсюду снег и лёд (Повороты с вытянутой рукой вправо-влево).
По полынье холодной
За нерпой морж плывёт (Идут, делают гребни руками).
Бегут, спешат олени (Бегут, высоко поднимая колени).
Сугробы – не трава.
Над ними тихо кружит
Полярная сова. (Бегут маленькими шажками,
руки в стороны)
3 стол. (Северный олень).
Этот житель круглый год,
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (олень).
Воспитатель: Северный олень – крупное, тяжелое, но грациозное и необыкновенно красивое животное. Его высота достигает двух метров, это больше среднего роста человека. Вес – около 200 кг.
Он покрыт густой коричневой, слегка сероватой шерстью. Летом она короткая и однотонная, зимой становится пестрой и длинной, на шее образуется грива. Такая шерсть хорошо защищает оленя от холода.
Несмотря на размеры тела, ноги у оленя не очень длинные. У него вытянутая голова, достаточно короткие уши, выразительные темные глаза и маленький хвостик.
Северный олень известен своими прекрасными рогами, у него они больше, чем у оленей других видов, их размах достигает целых 120 сантиметров. Внешний вид рогов очень разнообразен по длине, изгибам и количеству отростков. Раз в год олень сбрасывает свои рога, и на их месте вырастают новые. Отличительной особенностью является то, что рога есть и у самцов, и у самок.
Ребята, наш олень так сильно бил копытом, что из слов потерялись буквы, давайте найдем буквы, чтобы мы могли прочитать слова.
Воспитатель: А кто же следующий нам приготовил задание?
4 стол. (Полярная сова).
Ночью ухает: «Ух – ух!»
Съем любого, кто лопух.
Догоню, когтями цап -
Утащу и съем во льдах.
У меня желты глаза -
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и кривой –
Я охотник смелый.
(Полярная сова).
Воспитатель: Полярная сова Белая полярная сова - удивительно выразительная птица, мощный и красивый хищник. Говорят, за год одна сова съедает более полутора тысяч леммингов, то есть по четыре штуки за день. Не будь сов, тундру бы захватили грызуны, а некоторые виды птиц и вовсе исчезли. Утки, гуси, казарки, кулики - все они селятся рядом с совиными гнездами, поскольку совы не трогают других птиц, зато успешно прогоняют со своей территории песцов, разоряющих гнёзда
Ребята, кто-то разбросал слова по лесу, сова их собрала, но она не умеет читать, нам надо расставить слова в правильном порядке прочитать предложение.
Игра «Составь предложение».
На, водятся, Севере, медведи, белые.
Холодно, там, зимой, очень.
Люди, оленей, разводят, там, северных.
Медведи, хищники, белые, это.
Из, делают, шубы, теплые, песца, меха.
5 стол. (Пингвин).
Он король полярных льдин,
Черно-белый господин.
Ух, для птички он велик,
Ходит очень важно.
Самый южный материк
Заселил отважно. (Пингвин).
Воспитатель: А пингвин хочет проверить наши знания про детенышей северных животных.
У оленя – олененок – оленята
• У моржа – моржонок – моржата.
• У медведя – медвежонок - медвежата
• У совы – совенок-совята.
У песца – щенок – щенята
У пингвина- пингвиненок (птенец) – пингвинята (птенцы).
А сейчас мы с вами придумаем сказку для Умки и всех животных севера. Назывется она «Теремок».
ТРИЗ игра «Теремок».
Воспитатель: Стоит на льдине теремок, он ни низок, ни высок. Ползет по льдине Морж, видит, стоит теремок, поселился в нем. Подплывает к льдине Тюлень, стучит. Тюлень: Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Это я – Морж. А ты кто? А я Тюлень, пусти меня к себе жить. Пущу, если ты скажешь, чем я на тебя похож. У меня как у тебя есть ласты. Стали они жить вдвоем. Подплывает медведь: : Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Это я – Морж. и я Тюлень, А ты кто?, а я медведь, пустите меня к себе жить. Пустим, если ты скажешь, чем ты на нас похож. А я как и вы люблю рыбу. Стали они жить втроем. Пробегает рядом песец (теплая шубка как у медведя, дальше сова (любит мелких грызунов, как и песец, дальше пингвин (тоже птица и есть клюв).
Воспитатель: Ну вот и все. Нам порка собираться домой в группу. Попрощаемся с Умкой, возьмем наш волшебный глобус и скажем заветные слова «Как глобус покрутились и в группе очутились».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Умке интересно, понравилось ли вам у него в гостях?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы увидели много животных, какие животные вам больше всего понравились, что нового вы узнали? А какие игры вам понравились? И в знак благодарности за то, что вы прошли все задания, Умка приготовил вам сладкие сюрпризы.