ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА
Логопедическое занятие на тему «Зимующие птицы. Звуки [в], [в’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие на тему
Звуки [в], [в/].
Коррекционно-образовательные цели. Обобщить и систематизировать знания детей о птицах. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование связной речи, грамматического строя речи.
Публикация «Логопедическое занятие на тему „Зимующие птицы, Звуки [в], [в’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания, мыш-ления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: «птичьи следы» (песочница – арт-терапия, предметные картинки зимующих птиц; кормушка, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Презентация№ 1)
Игра «Окно в природу птицы»
- Ребята, мы с вами пришли в зимний лес. А вокруг лежит снег.
- Что вы видите не снегу? (следы).
- Как вы думаете, кто их оставил? (птицы)
- Значит, чьи это следы? (птичьи).
- Какие птицы могли зимой оставить следы? (зимующие).
- Кто же спрятался под снегом, давайте с вами отыщем и назовем этих птичек, а еще расскажем, где они могут обитать?
- Посади птичку в то место, где она обитает». (в городе или лесу)
(дети находят в «снегу» предметные картинки с изображением зимующих птиц и прикрепляют птичек на нужную доску, каждый называет свою птичку).
– О ком мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о зимующих птицах)
– Ребята! Мы как-то можем помочь зимующим птицам? (мы можем их покормить)
2. Игра «У кормушки».
– Чем можно угостить воробья, снегиря, синицу, ворону, сороку, голубя, свиристель? (Воробья – хлебными крошками, снегиря – ягодами, синицу – салом, ворону – гречкой, сороку – пшеном,, свиристель – семенами).
– Дети, кому не хватило угощения? (Сове и дятлу)
– А почему? (Сова – хищная птица, питается грызунами. Дятел питается личинками насекомых. Они сами себе пищу добывают)
(Дети выполняют задание и комментируют свои действия.)
3. Физкультминутка «Птички» (Презентация №2)
- А теперь мы с вами отдохнем, наша фея превращает вас в зимующих птиц, вы будете делать, то о чем я говорю.
(Дети выполняют движения по тексту.)
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
- Превращаю птиц в детей, на свои места скорей!
4. Игра с мячом «Слова одной семейки». [Образование однокоренных слов от слова воробей. ]
(Логопед предлагает детям встать в круг, берет в руки мяч).
- Игра называется «Слова одной семейки».
- Назовем слова, которые образуются от названия зимующей птицы во-робей.
- Как назвать маленького воробья? (Воробьишко).
- А еще как? (Воробышек).
- А как вы назовете большого воробья? Воробьище.
- Как можно назвать хвост воробья? Воробьиный.
- Молодцы! Отлично!
5. Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]. [Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти. ]
- А теперь скажите мне, с какого звука начинаются; все образованные вами слова? Со звука [в].
- Произнесите этот звук и давайте дадим ему характеристику. Это согласный звонкий твердый звук.
-. А теперь произнесите звук [в’] и расскажите о нем. Это мягкий согласный звонкий звук.
- Сейчас я буду произносить названия птиц. Вы будете приседать, когда услышите звук [в] в названии птицы. Ворона, сова, снегирь, воробей, журавль, клест, иволга, щегол, выпь, синица.
(Дети выполняют задание логопеда).
- Вы услышали только названия зимующих птиц?
Нет. Вы называли и перелетных птиц.
6. Упражнение «Посмотри и назови». [Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений. ]
(Логопед помещает на мольберт перед детьми альбом «Живая природа»).
- Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
(Дети перечисляют изображенных на картинках зимующих птиц).
- Есть ли тут птица со звуком [в] в названии? Это сова.
- Есть ли на картинках птицы со звуком [вь] в названии? Да. Это свиристель.
7. Игровое упражнение «Звуковой домик».
Подбор слов со звуками [в] и [в’] и определение места этих звуков в словах. [Развитие фонематических представлений и навыков звукового анализа. ]
- Ребята, я приготовила для вас звуковой домик и картинки.
- Послушайте внимательно правила игры: я буду показывать вам по одной картинке, и называть слово. Вы должны услышать, где находится согласный звук В или Вь.
- В начале, в середине или конце слова и заштрихуй нужное окошко.
- Где мы слышим звук В в слове : Ворона, сова, воробей, свиристель.
- Какое сложное задание, но вы отлично с ним справились.
- Молодцы, ребята!
8. Игра «Веселый воробей». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов). Совершенствование слоговой структуры слов, произнесение предложений с трехсложными словами с одним закрытым слогом. ]
- Поиграем в игру «Веселый воробей». Кстати, с каких звуков начинаются эти слова?
Дети отвечают. Логопед помещает воробья на метлу снеговика.
- Сейчас я буду помогать воробью двигаться, а вы будете рассказывать, что делает воробей. Старайтесь говорить четко и правильно. Воробей сидит на метле. Верно.
Логопед предлагает детям еще 2—3 задания, дети составляют предложения с предлогами, закрепляют правильное произношение трехсложного слова воробей.
9. Игра «Без чего?»
- Посмотрите какую я красивую фотографию сделала?
- Ой, а чего не хватает у этих птичек?
10. Коллективная загадка (мнемотаблицы)
11. Итог занятия.
Наше занятие с птицами подходит к концу. Кто сегодня прилетал к нам в гости? В какие игры мы играли? Птички для вас приготовили свои портреты вам на память.