Оксана Любавина
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы «Живое-неживое»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД «Живое – неживое».
Дата проведения: 21.10.2021
Участники: дети старшей логопедической группы, 6 человек (две подгруппы)
Программное содержание:
1) Познакомить детей с признаками живой природы, учить детей отличать по этим признакам живое и неживое;
2) Тренировать умение детей работать с загадками; продолжать развивать навыки словообразования и словоизменения;
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшей группы „Живое-неживое“» размещена в разделах
3) Развивать речь с движением, мелкую и артикуляционную моторику, логическое мышление, элементы связной речи, внимание и память.
4) Воспитывать познавательную активность и интерес в процессе работы.
Материалы и оборудование: Су-джок мячики, предметные картинки – отгадки к загадкам (стул, лиса, солнце, гриб, шорты, береза, игрушки, бабочка, план – схема «Признаки живой природы», резиновый мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приближается весна,
Просыпается все ото сна.
Ярче светит солнце
К нам оно в оконце.
-Сделаем самомассаж «Солнышко».
Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик (поглаживание по лбу)
И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи (интенсивные зигзагообразные движения по лбу)
Лучик нежно согревает щечки, щечки, щечки (поглаживание щек)
Солнышко на носик ставит точки, точки, точки (легкие постукивания пальцами по носу)
Золотят веснушки деток, очень нравится им это (легкие постукивания пальцами по всему лицу)
2. Основная часть.
-Посмотрите вокруг себя. Нас окружает множество предметов. Назовите мне по очереди предметы, которые вы видите.
-Как много предметов вы назвали. Молодцы! А скажите мне, пожалуйста, есть ли среди этих предметов живые предметы?
-Вот сегодня на занятии мы выясним, какие предметы называют живыми, а какие – неживыми, и каковы основные признаки живого.
Артикуляционная гимнастика.
-Подготовим наш ротик и язычок к работе. Сделаем несколько упражнений с использованием картинок – подсказок. Я показываю вам картинку, вы выполняете упражнение.
Игра с Су-джок мячиками.
-А теперь нужно разогреть наши ладошки и пальчики, ведь мы знаем, что именно там находятся волшебные точки, которые отвечают за наш мозг и правильную речь. Игра «Ежик».
Ежик, ежик, хитрый еж на клубочек ты похож (катают мяч между ладошками)
На спине иголки (разминание большого пальца) очень – очень колки (разминание указательного пальца)
Хоть и ростом ежик мал (разминание среднего пальца) Нам колючки показал (разминание безымянного пальца)
А колючки тоже (разминание мизинца) На ежа похожи (прощупывание мяча пальцами).
Работа с загадками.
1) У него 4 ножки, любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть, на него придется сесть (стул)
2) Лесная рыжая плутовка, известна всем ее сноровка
С ней аккуратней, не зевай, а дверь в курятник запирай (лиса)
3) Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает взглядом согревает (солнце)
4) Весь Антошка – шляпка да ножка,
Дождь пойдет, он подрастет (гриб)
Динамическая пауза «Делаем зарядку» (под музыку)
-Продолжаем отгадывать загадки.
5) Носят девчонки, носят мальчишки
В жаркое время штаны – коротышки (шорты)
6) Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются, а на веточках сережки (березы)
7) Это детская площадка. Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки принесли с собой… (игрушки)
8) Разноцветный лоскуток сел на маленький цветок,
Аромат его вдохнул и, довольный, упорхнул (бабочка)
-Теперь посмотрите на все эти картинки. Давайте их распределим в две группы. Первая группа будет называться «Живое», а вторая – «Неживое».
(На доске картинки-подсказки «Живое» и «Неживое»).
-Итак, сделаем выводы: предметы, которые питаются, умеют дышать, расти и двигаться относятся к живой природе, а предметы, которые не растут и не дышат, не могут или могут двигаться относятся к неживой природе.
К живой природе относятся животные, птицы, насекомые, рыбы, деревья, растения, грибы и мы с вами. Все остальное относится к неживой природе : одежда, обувь, транспорт, мебель, игрушки, природные явления.
(На доске план-схема живой и неживой природы).
Игры на развитие лексико - грамматического строя речи (с мячом).
-Чтоб закрепить только что полученные знания и немного отдохнуть, поиграем с мячом.
1. «Живое-неживое». Бросаю мяч и называю слово, а вы мне в ответ, живой это предмет или неживой.
2. «Один – много». Бросаю мяч, называю, когда предмет один, а вы мне – когда этих предметов много.
3. «Назови ласково». Бросаю мяч, называю слово, а вы мне – называете его ласково.
3. Итог занятия.
-В домашних тетрадях нарисуете мне один предмет из живой природы и один предмет из неживой природы. А чтобы сделать это правильно повторим, какие предметы называются живыми? (растут, питаются, дышат, двигаются) Назовите мне живые предметы. Теперь назовите предметы, которые относятся к неживой природе. Молодцы!
(Оценивание работы детей с комментариями, награждение наклейками).