Алла Иванина
Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков и букв «С-З»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З» в речи.
Коррекционные задачи:
1. Образовательные:
-уточнить артикуляцию звуков «С» и «З»;
-закрепить правильное произношение этих звуков в слогах, словах
-развитие речевого аппарата, развитие органов дыхания;
Знакомство с буквами «С» - «З»;
-развивать фонематический слух ;
-обогащать словарный запас;
-следить за правильностью грамматического строя речи;
-работать над развитием фразовой речи.
Публикация «Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Дифференциация звуков и букв „С-З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
2. Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение;
3. Воспитательные:
-воспитывать организованное поведение на занятии;
-формировать активность и самостоятельность на занятии.
-прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.
-воспитание любви к художественной литературе.
Оборудование: индивидуальные зеркала, картинка-паровоза с вагонами, везущего сказочных персонажей, в именах которых есть звуки «С» и «З».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Скажи, какое сейчас время года? (Зима.)
- Какой сейчас месяц? (Декабрь.)
- Скажите, какой праздник приближается? (Новый год.)
-А что на новый год ставят и украшают? (Ёлку)
- На занятии мы будем украшать ёлку.
- Чтобы украсить её, надо отвечать правильно на все мои вопросы, за каждое правильно выполненное задание ты получишь игрушку и будешь украшать ёлку.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения воздушной струи.
-«Сбей кегли» - плавно, длительно, непрерывно дуть на мяч, что бы он докатился и сбил кегли.
-«Накорми голодный фрукт? - плавно, длительно, непрерывно дуть вперед.
Упражнения для губ.
-«Покажи зубки». Губы в улыбке, видны зубы, удержать в таком положении на счет 3-4, не напрягаясь.
-«Трубочка». Вытянуть губы вперед трубочкой.
Упражнения для языка.
-«Накажем непослушный язычок». Шлепаем по язычку «пя-пя-пя».
-«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
3. Знакомство со звуками «С-З».
-Послушай загадки, угадай, кто это?
Носом-шлангом великан
Моется, как в душе.
Этот житель жарких стран,
Всех крупней на суше.
(Слон.)
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы.
(Заяц.)
-Скажи, какой звук слышится в начале слова слон? (Звук «С».)
-А какой звук слышится в начале слова заяц? (Звук «З».)
-Сегодня мы будем учиться различать звуки «С-З» в слогах, словах.
-Скажи, что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).
-А теперь давайте дадим характеристику звуку «С». Звук «С» какой?
- Согласный. Бывает мягкий и твердый. Парный.
-Правильно. Возьми зеркало, давай рассмотрим правильную артикуляцию звука «С».
-При звуке «С» губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии, язык кончиком упирается в нижние резцы, боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки: разомкнуты, выдох несколько усилен.
Знакомство со звуком «З».
-А теперь характеристика звука «З». Он какой?
- Тоже согласный.
-При звуке «З» артикуляция та же, что и при звуке «С», только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
-Звук «З» - согласный, парный, бывает твердый, бывает мягкий.
-Скажи чем отличаются звук «С - З»?
-Отличаются тем, то звук «С» глухой, голос при произнесения звука не дрожит, голоса нет, а при произнесении звука «З» горлышко дрожит, голос есть, звук «З» звонкий.
4. Дидактическая игра «Светофор».
- Сейчас я буду читать стихотворение, а ты когда услышишь слова со звуком «З» хлопни в ладоши.
Везде найдешь ты букву «З» :
И в золоте, и в зубе.
В золе, в заборе и в замке.
В заре, в змее, в золотой звезде.
- А теперь топни ногой когда услышишь звук «С»
С утра лила сосулька слёзы
Что так расстроили морозы?
Сосулька нам ответ дала
Я плачу только от тепла.
5.
-Прочитай слоги:
СА-СО-СУ-СЫ
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ
СА-ЗА СО-ЗО СЭ-ЗЭ
СУ-ЗУ СЫ-ЗЫ
- А сейчас я буду говорить начала слова, а ты конец «СА» или «ЗА»
На небе гро – ЗА
На траве ро – СА
Под окном растёт берё – ЗА
У меня длинная ко - СА
В вазе на столе мимо – ЗА
6. Игра «Ромашка». Сейчас мы с тобой поиграем. Смотри у меня есть 2 серединки от цветка. Посмотри какие буквы ты видишь? Молодец, правильно «С - З». Вот лепестки. Давай соберём цветки. В картинках, которых есть звук «С» - ты положишь к серединке «С», а со звуком «З» - к серединке с «З».
Физминутка. «Зимняя прогулка»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,
Там снеговика лепили (махи руками,
А потом с горы катились (волнообразные движения руками,
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения,
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места!
7. Развитие фонематического восприятия.
Сегодня к нам на занятие приехали слон и зайка на поезде. В поезде с ними поедут сказочные персонажи. Давай сказочных героев посадим в вагоны.
а) В первый вагон мы посадим героев, в именах которых есть звук «С». (Слон, Карлсон, Снегурочка, Белоснежка.)
б) Во второй вагон мы посадим героев, в именах которых слышится звук «З». (Зайка, Золушка, Незнайка, Змей Горыныч.)
8. Игра «Подскажи словечко».
- Сейчас я прочитаю строчки из стихотворения, а ты закончи последнюю строчку в этом предложении.
Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (Лису.)
Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не (Киска.)
Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий … (Пес.)
Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (Зайка.)
Нам попалась на глаза очень злющая (коза)
Просыпаюсь утром рано, вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю … (Зарядку.)
9. Итог занятия :
- Молодец, посмотри, какая красивая у тебя получилась ёлка.
-Что нового ты узнал сегодня на занятии?
-Какие звуки ты сегодня учился различать? (Звуки «С-З».)
-Что тебе больше всего понравилось на занятии?
Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали.