Лариса Артамонова
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Л], [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Групповое занятие в подготовительной группе для детей с фонетическим недоразвитием речи.
Тема :Дифференциация звуков :л-р, ль-рь, ль-рь в слогах, словах, словосочетаниях. Опасное путешествие.
Задачи:
Обучающие:
-уточнить и закрепить правильную артикуляцию звуков : л,р
-закреплять правильное произношение звуков :л,р в слогах, словах, словосочетаниях
-развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Логопедическое занятие „Дифференциация звуков [Л], [Р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие
-совершенствовать речемыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение)
-учить запоминать необходимую информацию и правильно ее воспроизводить
-обогащать словарный запас.
Воспитательные :
-создавать положительную мотивацию к занятию
-развивать коммуникативную сторону речи
Оборудование: фланелеграф, индивидуальные зеркала, артикуляционная гимнастика в картинках, конверт с письмом, предметные картинки :капитан Врунгель, пираты, корабль, цветы, карта-маршрут, ларец-шкатулка, домик с этажами.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня мне пришло письмо с фотографией от капитана Врунгеля. Он пишет, что хочет нас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану необходимо на своем корабле добраться до сокровищ. Одному ему не справиться, ему нужна команда. Согласны ли вы стать командой и плыть вместе с капитаном за сокровищами?
Хорошо нас ждут сложные испытания и только справившись с ними, мы добудем сокровища.
Капитан нам дал карту-маршрут, по которой мы будем двигаться.
Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
И для того, чтобы начать двигаться нам необходимо хорошо подготовиться, потренировать наш язычок.
2. Артикуляционная гимнастика.
(индюк, вкусное варенье, маляр, лошадка, автомат, гармошка,качели, барабан,чищу зубы,грибок)
Вот первое испытание. Наш корабль прибыл к истоку реки Гимнастика
Качели
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз
Я все выше поднимаюсь, а потом –вниз
(рот широко раскрыт, кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы)
Индюк
Малышата-индюшата
Лапками топочут
Весело болбучут:
Бл-бл-бл
(рот открыт, губы в улыбке, производить широким передним краем языка по верхней губе, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая)
Чищу зубы
Чистим зубы, чистим зубы
И снаружи, и внутри
Не болели, не темнели
Не желтели чтоб они
(рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней,делая языком вверх-вниз)
Лошадка
Я веселая лошадка
Темная как шоколадка
Язычком пощелкай громко
Стук копыт услышишь звонкий.
(рот открыт, губы в улыбке, широкий, лопатообразный язык прижать к небу –присосать и со щелчком оторвать)
Барабан
Барабанщик очень занят
Д-д-д-д-
Барабанщик барабанит:д-д-д-д-д
Бей руками помогай:д-д-д-д-д
Ритм ногами отбивай:д-д-д-д
(рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произносить звук :д-д-д
Маляр
Красить комнаты пора
Пригласили маляра
Челюсть ниже опускаем
Маляру мы помогаем
Поведем вперед-назад
Наш маляр работе рад.
(рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад-вперед)
Вкусное варенье
Блин мы ели с наслажденьем
Перепачкались вареньем
Чтоб варенье с губ убрать
Ротик нужно облизать
(рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем нижнюю)
Грибок
Под березой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке
Мимо мы пройти не сможем
Гриб в лукошко мы положим.
(рот открыт, губы в улыбке, прижать широкий язык всей плоскостью к небу-присосать и удержать так несколько секунд)
Гармошка
На гармошке я играю
Рот пошире открываю
К небу язычок прижму
Ниже челюсть отведу
(рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижать к небу-присосать и не опуская языка раскрывать и закрывать рот)
3. Дифференциация в слогах
Молодцы мы с вами прошли первое испытание и наш корабль поплыл дальше и оказался у Протока звуков. И для этого нам нужно повторить :
Ра-ла-ра ла-ра-ла ла-ла-ра ар-ал-ар ал-ар-ал
Ро-ло-ро ло-ро-ло ро-ро-ло ор-ол-ор ол-ор-ол
Ру-лу-ру лу-ру-лу ру-ру-лу ур-ул-ур ул-ур-ул
Ры-лы-ры лы-ры-лы лы-ры-лы ыр-ыл-ыр ыл-ыр-ыл
4. Фонематический слух.
Молодцы. Наш корабль двигается дальше и оказался у Озера Перемен.
Игра «Измени слово»
Я буду говорить слова со звуком-_л-,а вы измените слово так, чтобы вместо звука –л- получился звук-р-
Лад-рад, лак-рак, лама-рама, лука-рука, лов-ров, лоза-роза, ложь-рожь, ложки-рожки.
Пал-пар, дал -дар, жал- жар, вал-вар, укол-укор, пил- пир, жил -жир, сел-сер, мил-мир.
Солить-сорить, шалить-шарить, колонка-коронка, половик-паровик, кателок -катерок.
5. Пальчиковая гимнастика.
Ребята мы немного устали, предлагаю отдохнуть.
«В гости к пальчику большому»
В гости к пальчику большому (большие пальцы вверх)
Приходили прямо к дому (кисти рук домиком0
Указательный и средний, безымянный и последний (поочередно называемые пальцы соединяются с большим)
Сам мизинчик-малышок (пальцы в кулак)
Постучался на порог (кулаки стучат по столу)
Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя (ритмичное сжатие кисти в кулак).
6. Выделение звуков из слов.
Немного отдохнул наш язычок, двигаемся дальше. И вот мы оказались на Равнине цветов.
Нужно собрать цветы в названиях которых есть звук –л-, потом цветы в названиях которых есть звук-р-.
Молодцы успешно справились с заданием, можем плыть дальше.
7. Исключение и добавление звука в слове.
Мы входим в очень сложный пролив. Пролив неприятелей.
Я буду называть слова со звуком -л-, -р-, а вы будете произносить без этих звуков :
Кладка-кадка, глаз-газ, клубок-кубок, вилка-вика, слон-сон
Крошка-кошка, краска-каска, пруд-пуд, крот-кот, срок-сок, брак-бак.
8. Навыки звукового анализа и синтеза.
Наш корабль прибыл в Залив Азбуки.
Нужно разделить слова на слоги, определить, где находится звук :в начале, середине, конце слова. (лапа, рак,рука, крыло, горы, карта).
9. Дифференциация звуков в словосочетаниях.
Наш корабль приплыл в Пещеру Сокровищ.
Чтобы нам попасть в эту пещеру нужно произнести словосочетания.
Заливная рыба, спелый персик, горелые сухари, первый класс, кислый крыжовник, белый кролик, крупная форель, шустрая белка, больное горло, старое кресло, бронзовя люстра, летняя гроза, стеклянный графин, сливочное мороженое, гладкая дорога,лесной дрозд, полевая крыса, старые рельцы, горный орел, полезная руда, хлебные крошки.
Молодцы ребята мы справились со всеми испытаниями, добрались до пещеры, давайте посмотрим, что спрятано в ларце. (раскраска)