Ольга Полозова
Логопедическое выступление на собрании в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое выступление на родительском собрании в подготовительной группе.
Тема: Роль семьи в преодолении дефектов речи.
Время проведения: 1 половина сентября.
Содержание:
Темочки:
Добрый вечер, очень приятно видеть каждого из вас. Вы здесь, потому что вам не безразличны ступеньки развития вашего ребенка. И бесспорно вы правы, что ваш ребенок самый лучший. Я убеждена в этом. Каждый ребенок уникален и индивидуален. Но надо всегда помнить, что независимо от наших стремлений и желаний у него свой маршрут развития. Все, что мы можем сделать – это помочь ему овладеть чем-то новым, но решение использовать это или нет, чисто его привилегия. Итак, какова же речь будущего первоклассника?
К 6 годам процесс фонемообразования заканчивается, ребенок правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке. По просьбе взрослого он с легкостью и абсолютно правильно произносит самые сложные звуки русского языка в словах и предложениях.
Шестилетний ребенок легко определит на слух, сколько звуков в словах: дом, стол, марка, лавина. Для него будет несложным задание выделить из ряда слов те, в которых есть звук р: забор, стол, диван, кровать, стул, раскладушка. Он сможет по порядку назвать звуки в следующих словах: к-о-т, л-а-п-а, б-а-н-а-н-ы. По просьбе взрослого он не затрудняясь подберет слова на заданный звук: р – рыба, роза, робот; л – лампа, лодка, лук; ш – шапка, шахматы, шалаш и т. п.
К этому возрасту ребенок должен овладеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Он с легкостью может пересказать прочитанные ему рассказы и сказки, увиденные художественные и анимационные фильмы, пытается придумывать рассказы и сказки сам, знает достаточно большое количество стихов, загадок, умеет объяснять, как он отгадал загадку, умеет толковать простые и доступные его пониманию пословицы и поговорки. Он знает и легко называет свой домашний адрес и номер домашнего телефона, может рассказать о том, где и кем работают его родители.
Ребенок читает предложения и короткие тексты, может написать письменными буквами свои имя и фамилию, название города, в котором живет и т. п.
В силу ряда причин не все дети успевают овладеть чистой речью.
Мы наблюдаем нарушение звукопроизношения.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Речевые дефекты не исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильную речь;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом, даже если будет сложно в работе.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному произношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке. Существуют определенные правила работы с логопедической папкой :
- папки забираются в выходные и возвращаются в понедельник;
- задания по развитию мелкой моторики выполняются только карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой эмоциональный контакт.
На данном этапе была проведена логопедическая экспресс диагностика с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей будут занесены в речевые карты детей. Входе диагностики были изучены следующие параметры: состояние звукопроизношения (показ картинок с конкретными звуками, в позиции начала, середине и конца слова, сформированность фонематического слуха (предлагались слова, отличающиеся 1 звуком и ребенку необходимо было назвать и показать эти объекты, объем словаря по обобщающим понятиям (игра «Назови одним словом»), способность к словоизменению и словообразованию, т. е. грамматический строй речи (изменение по падежам, ед. и мн. число и т. д., а также изучение связной речи ( составить рассказ по серии сюжетных картинок по теме: «Мальчики нашли ежа»). В ходе обследования получены следующие результаты: озвучивание диагностики индивидуально.
Еще раз хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность семьи и д/с осуществляется через индивидуальные консультации, всеобучи, собрания, наглядный материал в логопедической папке, которая будет выставлена в коридоре на шкафчики.