Гришаева Нина Ивановна
Логопедический проект «Звуковушки»
Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР как средства предупреждения дисграфии.
Учитель-логопед Гришаева Нина Ивановна
Актуальность проекта.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье.
Публикация «Логопедический проект „Звуковушки“» размещена в разделах
Несформированность фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза отмечается у всех детей с речевыми нарушениями и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.
Раннее выявление отставания в развитии фонетико-фонематического восприятия у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду. Чем раньше будет начата логопедическая работа по его коррекции, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребенка.
Работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития должно предшествовать тщательное логопедическое обследование детей и различные
подготовительные упражнения, предполагающие:
а) развитие слухового восприятия неречевых звуков и связанного с ним ассоциативного мышления;
б) формирование навыков воспроизведения неречевых звуков, слов-звукоподражаний.
Таким образом, использование системы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза с использованием игр и развитием чувства ритма предполагает достижение эффективных результатов в работе с детьми с речевыми нарушениями при обучении грамоте.
Цели проекта :
Достижение максимально возможной компенсации фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями, развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
Задачи проекта :
1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.
2. Провести углубленное обследование группы детей с системным недоразвитием речи.
3. Подобрать методы и приемы работы с группой детей данной категории.
4. Проанализировать результаты коррекционной работы.
5. Сделать выводы по проделанной работе.
Участники: воспитатели, родители, дети, логопед МБДОУ.
Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации проекта : 1 год.
Содержание проекта :
1. Теоретическая часть
2. Практические занятия, перспективное планирование
3. Опыт работы
4. Консультации для родителей
5. Конспекты занятий
Основные направления работы с детьми:
Организованные формы обучения на занятиях.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Самостоятельная деятельность ребёнка.
Развитие речи.
Игра.
Ресурсное обеспечение проекта :
- речевой уголок в группе
- речевое пособие куклы Звуковушки
Методическое сопровождение:
Консультативный материал для воспитателей и родителей.
Перспективное планирование по обучению детей грамоте с использованием логопедических игр.
Конспекты занятий.
Картотека упражнений по формированию звукового анализа.
План работы по подготовке проекта :
1. Диагностика уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза у детей.
2. Постановка цели проекта.
3. Привлечение воспитателей, детей и родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Разработка путей достижения цели, постановка задач.
5. Обсуждение направлений деятельности по осуществлению проекта с участниками проекта (воспитателями, детьми, родителями).
6. Сбор, накопление и оформление материала, изготовление пособий.
7. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
8. Разработка методических рекомендаций для родителей.
9. Презентация проекта, открытое занятие.
Ожидаемые результаты:
- максимально возможная сформированность фонетико-фонематического восприятия;
- качественное овладение детьми навыками звукового анализа и синтеза
- повышение интереса детей к логопедическим занятиям путем использования логопедических игр и изготовленных родителями кукол Звуковушек.
Итог:
- Заполнение детьми индивидуальных тетрадей «Я слушаю звуки»
-Изготовление кукол Звуковушек
-Изготовление коллективного альбома «Моя любимая буква»
Этапы работы в проекте :
1 этап
Аналитико-диагностический
Задачи:
1. Провести диагностическое обследование навыков фонематического
анализа у детей группы;
2. Проанализировать результаты диагностического обследования;
3. Провести теоретический анализ научной литературы по данному вопросу;
4. Проанализировать систему работы по формированию фонематического анализа у детей в норме
1-2. В процессе обследования фонематического слуха и восприятия, у детей оценивалось:
- состояние фонематического слуха,
- нарушение различения звуков, близких по акустическим признакам,
- нарушение различения звуков, близких по способу и месту образования,
- нарушение дифференциации слов-паронимов,
- нарушение дифференциации слов, близких по звуковому составу.
Исследование функции элементарного фонематического анализа проводилось на материале слов. Основная цель - выяснить умение ребенка выделять конкретную фонему.
Затем выяснялось, умеет ли ребенок определять последовательность и количество звуков и слогов, определять место звука в слове по отношению друг к другу, определять количество слогов в слове.
Исследование функции фонематического анализа проводилось в трех аспектах:
• с опорой на материальные средства (логопед сам проговаривает слово, которое подлежит анализу,
• в речевом плане (собственное проговаривание ребенком,
• по представлению (самостоятельно в уме).
Параметры диагностического обследования:
1. Выдели первый ударный гласный в словах.
2. Выдели первый согласный звук в словах.
3. Выдели последний согласный звук в словах.
4. Определи место звука в слове.
5. Определи последовательность звука в слове.
6. Определи количество звуков в слове.
7. Определи твёрдость-мягкость звука.
8. Определи звонкость-глухость звука.
В результате аналитико-диагностической работы было выявлено, что у 80%
детей группы отмечаются стойкие нарушения фонематического анализа и синтеза, дети испытывают значительные затруднения в понимании предлагаемого учебного материала, долго запоминают последовательность действий при выполнении заданий по звуковому анализу и синтезу, затрудняются в дифференцировании твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Необходимо отметить, что звуковой анализ дети выполняют с удовольствием с применением игровой ситуации и с использованием необычных приёмов и пособий.
Таким образом, в работе с детьми с речевыми нарушениями для формирования фонематического анализа и синтеза необходимо использовать целенаправленную систему работы с учётом псхофизиологических особенностей данной категории детей и предполагающую использование специальных приёмов и пособий, одним из которых предлагается использовать игровое логопедическое пособие «Звуковград».
2 этап.
Практический
Работа с детьми включала в себя: наблюдения, занятия, совместную деятельность.
Работа с родителями: совместное изготовление методического пособия, проведение консультаций, совместных бесед, родительские собрания, просмотры открытых занятий.
Содержание работы по изготовлению пособия складывалась из следующих моментов:
- предварительная беседа с родителями.
- изготовление памяток;
- изготовление кукол Звуковушек (начальная стадия);
- оформление родителями, в содружестве с детьми, Звуковушек и домиков,
на родительском собрании.
На предварительном этапе работы с родителями обговаривалась
актуальность создания методического пособия, его значимость для обучения
грамоте. Решалось из чего и как можно его изготовить данное пособие. Затем совместно с воспитателями и родителями были изготовлены памятки для лучшего запоминания гласных и согласных звуков. Совместно с воспитателями связали кукол Звуковушек красного, синего и зелёного цвета, вырезали из коробок домики с окошками, обклеивали домики самоклеящейся плёнкой красного, синего и зелёного цвета, и крышу серого цвета.
После этого было организовано родительское собрание, на котором часть родителей занимались оформлением Звуковушек (из шерсти жёлтого цвета делали волосы, пришивали бусинки). После того, как методическое пособие было выполнено, дети рассказывали стихи про гласные и согласные звуки и выполняли звуковой анализ.
Предполагается проведение занятий по обучению детей звуковому анализу и синтезу с использованием данного игрового логопедического пособия «Куклы Звуковушки».
Для этого разработаны: перспективное планирование занятий по формированию навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями старшей логопедической группы, катотеки игр и упражнений, конспекты занятий, методический инструментарий.
Предложенная система занимательных занятий с успехом может быть использована как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в помощи логопеда. Занимаясь по этому пособию, ребенок одновременно с успешной подготовкой к грамоте получит хорошую возможность для профилактики нарушений чтения и письма. Выделение звука в слове ставилась перед ребёнком в интересной для него игровой ситуации и являлась средством для решения основной игровой задачи.
Использование игрового логопедического пособия «Куклы Звуковушки» с использованием специальных игровых приё мов в работе по обучению грамоте дошкольников с речевыми нарушениями предполагает:
• формирование у данной категории детей познавательного интереса к логопедическим занятиям,
• обучение навыкам фонематического анализа и синтеза в более короткие сроки,
• комплексное воздействие на формирование у ребёнка таких жизненно важных процессов как кинестетическое восприятие, зрительно пространственная координация, слухо-рече-двигательная координация, активизация мелкой моторики, внимания, памяти и мышления,
• обучение грамоте в непринуждённой привычной для ребёнка игровой обстановке.
• По окончании обучения значительное улучшение или полная коррекция речевой патологии, сформированность навыков чтения и письма.
Таким образом, при систематической, адекватной, логопедической и педагогической коррекции с использованием игрового логопедического оборудования и специально разработанных приёмов у детей с речевой патологией можно ожидать выраженную тенденцию более интенсивного развития всех сторон речи и предупреждения дисграфии у дошкольников.