Елена Чистикина
Логопедический проект «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
О важности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.
Публикация «Логопедический проект „Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И. А. Сикорский, Н. И. Гвоздев и другие, следует выделять из процесса усвоения звуковой стороны речи как самостоятельный.
Проблема.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Цель проекта.
Коррекция и развитие речи детей старшего и подготовительного дошкольного возраста в рамках логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать речеслуховое восприятие.
2. Развивать и совершенствовать речедвигательные навыки.
3 Развивать и совершенствовать навыки усвоения ритмической
структуры слов родного языка.
4. Учить воспроизводить слова простого и сложного слогового состава.
5. Развивать и совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.
6. Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание,
память, мышление.
7. Активизировать и обогащать словарный запас.
8. Повышать интерес родителей и воспитателей к коррекционному
процессу.
9. Создать благоприятную атмосферу сотрудничества всех участников
проекта.
Ожидаемые результаты проекта.
В ходе коррекционной работы что дети могут научиться: -воспроизводить слова различной слоговой структуры;
- определять количество слогов; - подбирать слова к слоговым схемам;
- употреблять в активной речи слова различной слоговой структуры без наглядных опор;
-составлять предложения со словами различной слоговой структуры;
-овладеть элементарными навыками слогового анализа.
Сроки разработки и реализации проекта.
Сентябрь – май 2019-2020 года.
Ресурсы проекта. Интернет ресурсы, презентации, методические ресурсы.
Планирование проекта.
I Подготовительный этап (сентябрь- октябрь)
1. Выбор темы проекта и его разработка.
2. Диагностика воспитанников старшей и подготовительной группы ДОУ.
3. Изучение методической литературы по теме.
4. Разработка технологий и системы заданий по преодолению нарушений слоговой структуры слов.
5. Подборка дидактического материала и наглядных пособий для занятий с детьми.
6. Составление плана реализации проекта.
II Основной этап (октябрь- апрель)
1. Подгрупповые и индивидуальные занятия (2 раза в неделю с каждым ребенком) с детьми старшей и подготовительной группы, включающие задания, направленные на коррекцию нарушений слоговой структуры слов.
2. Работа с индивидуальными тетрадями детей. Подбор домашних заданий, направленных на коррекцию нарушений слоговой структуры слов.
3. Проведение консультации для родителей: «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников?»
4. Пополнение информации в речевых уголках для родителей на заданную тему.
5. Индивидуальные консультации для родителей по запросу.
6. Выступление с презентацией для воспитателей «Логопедические сказки- помощники в устранении нарушений слоговой структуры слова».
7. Изготовление памяток-картотек для педагогов ДОУ «ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ СО СЛОГАМИ — ФОРМИРУЕМ СЛОГОВУЮ СТРУКТУРУ»
8. Предоставление родителям и педагогам «Картотеки игр на развитие слоговой структуры слова» на электронном носителе.
9. Выступления на родительских собраниях в возрастных группах.
III Заключительный этап (май)
1. Предоставление памяток для родителей по преодолению нарушений слоговой структуры слов в домашних условиях и значимости данной методики.
2. Выступление с итоговой презентацией (видеофрагменты с выполнением данных методик) для педагогов. «Игры и игровые упражнения в формировании слоговой структуры слов в работе учителя-логопеда с дошкольниками»
3. Оценка динамики коррекции слоговой структуры слов у старших дошкольников и в подготовительной группе за 2019- 2020 уч. г.