Светлана Кравченко
Логопедический проект для детей раннего возраста «Подражаем взрослому»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данный проект предлагает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания.
Публикация «Логопедический проект для детей раннего возраста „Подражаем взрослому“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Организация игр для развития подражания у детей раннего возраста является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.
Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста : особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т. д. Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи : может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т. д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей.
Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т. д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность, а логопед может наглядно видеть, как действует ребенок, как он повторяет слова, усвоил он материал, или нет.
Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр.
Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста – длительность занятия не должна превышать 15-20мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут, играть можно на ковре, на улице, а не только за столом и т. д.
Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком.
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязнь речи.
Необходимо многократное повторение словесного материала.
Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Помните, что часто малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Цель проекта – вызвать подражательную речевую деятельность неговорящих детей раннего возраста.
Задачи проекта :
-развитие общего и речевого подражания у детей;
-формирование двигательных умений и навыков;
- развитие пространственных представлений;
- развитие координации, переключаемости движений;
- развитие речевого дыхания;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического восприятия;
- формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
-
Программа предполагает проведение фронтальных логопедических игр с детьми младшего возраста один раз в неделю во второй половине дня. Программа рассчитана на 3 месяца (октябрь-ноябрь-декабрь). Продолжительность занятий 15 минут. Начинаем с отдельных простых движений. Затем учим детей выполнять несколько движений. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности. Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками. На первом этапе работы проводятся игры по развитию общего подражания, а в дальнейшем на развитие речевого подражания.
Перспективный план логопедических занятий.
Месяц
Неделя
Тема
октябрь Делаем зарядку. Птички. Мишка косолапый. Ладошки. Водичка. Солнышко и дождик. Деревце. Вот мы какие.
ноябрь
Поиграем на дудочке. Поиграем на балалайке. Позвеним колокольчиком. Бьем в барабан.
Самолетики. Пароходики. Машинки. Паровозики.
декабрь
Гости. На! Дай!Куколка. Большие ноги идут по дороге.
Содержание программы.
Игры для развития общего подражания.
Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.
Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. Проект предлагает следующую последовательность развития общего подражания.
Игры для развития речевого подражания.
В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.
Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:
Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др. ; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др. ; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т. д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.
Развитие глагольного словаря.
Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий, так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ.
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например: спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.
Литература
• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М. : Просвещение, 1990.
• Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М. : Бук-мастер, 1993.
• Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С. -Петербург: Союз, 1998.
• Громова О. Е. Алло! Ляля? Речь. Первые глаголы – М. : Карапуз, 2003.
• Громова О. Е. Топ-топ. Бух. Речь. Первые глаголы – М. : Карапуз, 2003.