Соколова Елена Сергеевна
Логопедический проект «Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной траектории работы с обучающимися с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект «Дистанционное обучение, как средство создания индивидуальной траектории работы с обучающимися с ОВЗ"
Проект предназначен для учителей-логопедов и родителей.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы образования и существующими противоречиями между:
Публикация «Логопедический проект „Дистанционное обучение как средство создания индивидуальной траектории работы с обучающимися с ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ОУ;
необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Участники проекта : обучающиеся с ОВЗ, родители, учитель-логопед.
Типовые особенности проекта :
• по характеру создаваемого продукта : обучающий;
• по количеству участников: групповой;
• по продолжительности: долгосрочный;
• по содержанию: ребенок и его семья;
• по профилю знаний: монопроект;
• по характеру координации: с открытой координацией;
• по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения – ОУ;
• по типу объекта проектирования : экзистенциальный.
Цель проекта : создание условий для дистанционного обучения и повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
• выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
• используя модель дистанционного обучения, вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
• учить родителей самостоятельно применять информацию, полученную по электронной почте и с сайта ОУ, в работе со своими детьми ;
• определить эффективность дистанционного обучения в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ.
Проблема проекта
По 2019-2020 учебного года велась работа с 13 обучающимися с ОВЗ, из них 1 - с ТНР, 1 - с УО, 11 - с ЗПР. По положению «Об организации логопедической работы в ОУ», 12 обучающихся осваивают образовательную программу в общеобразовательных классах – инклюзивно. 1 ребенок с УО, занимается с педагогом индивидуального обучения, плюс, также как и остальные, получает дополнительные занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. В коррекционной работе важен фактор времени, важно его не упустить.
Главное проблемой стала неподготовленность всех участников образовательно-коррекционного процесса.
Новые формы и методы дистанционной коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ и их родителями:
• Дистанционное анкетирование;
• Общение с помощью программы скайп, зуум.
• Обновление информации на странице сайта ОУ;
• Рассылка рекомендаций посредством электронной почты, вотсап, смс
• Дистанционные логопедические занятия;
• Консультирование родителей по организации данной работы.
В таких случаях занятия без участия и всесторонней помощи родителей невозможны.
Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. Для этого необходимо проделать колоссальную работу с родителями, обучить их элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его к занятиям. Эффективно проведенная консультация – экономия времени и сил с обоих сторон.
Структура проекта
1 этап - подготовительный.
Задачи:
- обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития);
- создание базы данных (адреса электронной почты родителей, адреса Skype и т. д.);
- подбор информации по наиболее актуальным темам.
2 этап- практический.
Задачи:
- разработать и апробировать систему проведения дистанционных логопедических занятий для детей с ОВЗ и их родителей;
- полученные знания во время дистанционных занятий закрепляются родителями в повседневной жизни;
- консультация родителей по всем возникающим в процессе вопросам.
3 этап- аналитический.
Задачи:
- анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями;
- анализ эффективности дистанционной коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ.
Выполненный объем работ :
- проведено анкетирование родителей по выявлению уровня компетентности в вопросах речевого развития;
- проведено ознакомление родителей с проектом «Дистанционное обучение, как средство создания индивидуальной траектории работы с детьми с ОВЗ»
- создана база данных (адреса электронной почты и skype и др.)
- проведены дистанционные логопедические занятия с детьми и их родителями по коррекции речевых нарушений и нарушений письменной речи;
- проведена skype конференция с родителями на тему : «Роль родителей в логопедической работе с детьми с ОВЗ»
Выполненный объем работ :
- проведено анкетирование родителей по выявлению уровня компетентности в вопросах речевого развития;
- проведено ознакомление родителей с проектом «Дистанционное обучение, как средство создания индивидуальной траектории работы с детьми с ОВЗ»
- создана база данных (адреса электронной почты и skype и др.)
- проведены дистанционные логопедические занятия с детьми и их родителями по коррекции речевых нарушений и нарушений письменной речи;
- проведена skype конференция с родителями на тему : «Роль родителей в логопедической работе с детьми с ОВЗ»
Полученные результаты на данном этапе работы :
- в результате проведённой работы, на данный момент, мы выяснили, что дистанционная форма работы для родителей, в какой-то мере, наиболее удобна: они экономят своё время, получают больше информации, касающейся их ребёнка, присутствуют на каждом занятии;
- увеличилось количество родителей желающих работать в дистанционной форме.
III этап- аналитический.
Ожидаемые результаты:
- родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков и недостатков письменной речи детей в домашних условиях;
- родители самостоятельно используют материалы с сайта ОУ, активно пользуются сетью интернет;
- путем анкетирования, выявилось повышение педагогической компетентности родителей;
- по результатам диагностики видно, что процесс коррекционной работы продвигается значительно быстрее.
Дистанционное обучение вошло в нашу работу, не только на период карантина, но и останется теперь с нами, как возможная форма реализации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в формате «онлайн», дистанционное обучение в данном формате уже не проблема, а задача, у которой есть масса путей для успешного решения.
Если ребенок отсутствует на занятиях по иным причинам, не будет упущенного драгоценного времени и перерыва в занятиях.
Дистанционная работа возможна в различных формах:
• онлайн занятия (первичные и поддерживающие);
• готовые уроки, в режиме автоматического воспроизведения;
• онлайн консультирование родителей и педагогов;
• получение онлайн-консультаций от других педагогов;
• онлайн вебинары и мастер-классы;
• трансляция мероприятий (н-р, родительских собраний);
• онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт
При подготовке онлайн занятий важно соблюсти следующие этапы:
1. Планирование занятий в соответствии с ИПРР;
2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия;
3. Подбор и подготовка игр и заданий;
4. Информирование родителей о необходимых инструментах при проведении занятий;
5. Беседа с родителями об удобном времени проведения коррекционных занятий и создании комфортных условий для всех участников процесса;
6. Проведение самого занятия;
7. Домашнее задание;
Плюсы и минусы дистанционного обучения :
плюсы минусы
Адаптация к условия жизни обучающихся с ОВЗ Трансформация работы педагога (необходимость подстраиваться и перестраивать привычную работу и график)
Обновление методического обеспечения Не каждая семья готова,
Подходит не каждому обучающемуся (УО, ТМНР)
Возможность быстрого получения дополнительной информации Не у каждого есть возможность
Развитие самоорганизации и самостоятельности Нет контакта с логопедом