Ирина Абрамова
Логопедический досуг для детей и родителей «Грамматические игры». План-конспект
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
развитие у дошкольников лексико – грамматического строя речи, формирование практических навыков словоизменения и словообразования
Оборудование:
авторские игры по формированию лексико-грамматического строя речи : «Заколдованные животные», «Кто где спрятался», два бутафорских дерева; бутафорский домик; ободки, маски и маски-шапочки животных; 2 стакана с водой; коробка с поломанными игрушками; кукольный театр «Репка», фанерный театр «Заюшкина избушка»; мяч, звукозапись «Голоса птиц», «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками.
Участники:
Публикация «Логопедический досуг для детей и родителей „Грамматические игры“, План-конспект» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Темочки
Логопед – ведущий
дети старших и подготовительных групп
Родители - зрители и участники совместных игр
Лексико – грамматический материал к играм :
Слова - родственники
снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник, снежки, Снегурочка…Подвести детей к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников».
Хлопните в ладоши,
если услышите слово, родственное слову медведь
медвежонок-медведица-медвежий-медленно-медаль-мёд-медведик-медицина – медпункт Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.
Назови признак
Снег падает – падающий снег
Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег,
снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце снег
ласточка летит - летящая ласточка
девочка поёт - поющая девочка
мальчик танцует - танцующий мальчик
Образуй признак из 2х слов
у зайца быстрые ноги – быстроногий заяц
у зайца длинные уши – длинноухий заяц
у ласточки звонкий голос - звонкоголосая ласточка
ласточка любит тепло - теплолюбивая ласточка
у утки короткий хвост – короткохвостая утка
листья разного цвета – разноцветные листья
Машины – помощники человека
пыль сосёт – пылесос, сам сваливает – самосвал, кофе мелит – кофемолка, кофе варит – кофеварка, мясо рубит – мясорубка, по снегу ходит – снегоход
Один – много
петух – петухи, индюк – индюки, утёнок – утята, скворец – скворцы и т. д.
Ехал – приехал
шёл - пришёл; нёс - принёс ; вёз – привёз; думал - при думал, скакал прискакал, бежал – прибежал Словообразование глаголов с приставкой при-, обозначающей сближение.
У кого кто?
у кошки котенок, у мышки – мышонок, у утки – утенок, у медведицы – медвежонок, у лисы – лисенок и т. д.
Назови ласково
петух петушок, волк – волчок и т. д.
Заколдованные животные
Создание сказочной ситуации.
Злая баба Яга заколдовала животных. Помогите бедным животным. Чтобы расколдовать их, нужно сказать, чья это часть.
Дети складывают из частей целого животного : у меня лисья голова, у меня лисий хвост и т. д.
Кто где спрятался
Лиса спряталась за пнём, волк спрятался за ёлкой и т. д.
Профессии учит – учитель, учительница; продает – продавец – продавщица,
охотится - охотник - охотница.
Кто как голос подаёт
- га-га-га! Кто сказал? Гусь! Что он делает? Гогочет!
-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает! И т. д.
Птицы летят
Подвижная игра. дети – «птицы» выполняют действия птиц и оречевляют их:
подлетите к берёзе – мы подлетели
взлетите на берёзу – мы взлетели
перелетите на ёлку – мы перелетели
слетите с ёлки – мы слетели
облетите вокруг ёлки – мы вокруг ёлки облетели
отлетите от ёлки – мы отлетели
Хвастунишки
у меня мишка - а у меня много мишек и т. д.
Вода в кувшине
Демонстрация действий:
Налей воды в стакан - я наливаю воды в стакан
Перелей воду из стакана в чашку – я переливаю воду из стакана в чашку
пролей воду на блюдце - я проливаю воду на блюдце
вылей воду из чашки - я выливаю воду из чашки
Зайка и его домик
зайка, к дому подойди - зайка к дому подошёл;
зайка, в дом войди - в дом вошёл,
из дома выйди - из дома вышел,
вокруг дома обойди - вокруг дома обошёл,
от дома отойди - от дома отошёл
Незнайкины предложения
Составление связных предложений из заданных наборов слов
В комната летать муха. --- В комнате летает муха.
Мама купить в магазин мука--- Мама купила в магазине муки.
У кошка пять котята--- У кошки пять котят.
На стол лежать книга… На столе лежит книга.
Незнайка готовит обед
дети исправляют ошибки Незнайки, который
из мяса хочет сварить рыбный суп;
из рыбы – капустные котлеты,
из яблок отжать апельсиновый в сок
салат накладывает в хлебницу;
сахар в салатницу;
салфетки кладёт в мыльницу ;
Кем ты будешь в Новый год
Создание игровой ситуации подготовки к празднику. Дети наряжаются и говорят, кем они будут:
Я буду кошкой, снежинкой (конфеткой, котом, волком и т. д.) А также правильное употребление неизменяемых слов (несклоняемых существительных) : Я буду Буратино, Чипполино, пони и др.
Поломанные игрушки
Создание игровой ситуации. «В детском саду накопились поломанные игрушки, которые нам с вами нужно починить. Какие? Без чего они?»
Дети вынимают игрушки из мешка и называют: заяц без уха, мишка без лапы, машина без колеса, мышка без хвоста и т. д.