Лилия Дружко
Лексико-грамматические игры для детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Система коррекционной работы по развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи посредством дидактических игр разработана учителем-логопедом МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Дружко Лилией Владимировной.
Цель данного пособия – развитие, совершенствование и коррекция лексико-грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям. Для удобства работы педагога игры, проводимые на занятиях с детьми старшей и подготовительной групп, представлены в виде календарного понедельного планирования на весь учебный год.
Публикация «Лексико-грамматические игры для детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к школьному возрасту, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Одной из ведущих задач развития речи детей дошкольного возраста, а особенно детей с общим недоразвитием речи, является формирование грамматически правильной речи. Это успешно решается через включение в работу дидактических игр, так как игры и игровые упражнения составляют специфику обучения дошкольников.
Дидактические игры данного пособия включают в себя разнообразные задания по совершенствованию лексико-грамматического строя речи, проводимые на материале различных лексических тем. Они продуманы таким образом, что в процессе работы над ними обеспечивается познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, каждый ребенок имеет возможность участвовать в процессе выполнения заданий. В планировании на каждую неделю дается необходимый словарный материал, на базе которого организуются игры, приводится название игры, цели. Ход игр педагог продумывает сам и строит их по своему усмотрению.
В результате работы по такой системе для детей :
- обеспечивается достаточный уровень овладению грамматически правильной речью;
- развиваются различные стороны психической деятельности – внимание, мышление, память;
- вводится в речь и закрепляется необходимый словарный запас;
- формируется умение принять учебную задачу и разрешить ее самостоятельно;
- формируется навык самоконтроля и самооценки;
для педагога:
- снимается трудность подбора дидактического материала;
- контролируется уровень усвоения программного материала;
Пособие предназначено, в первую очередь, учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп, а также данный материал успешно могут использовать и воспитатели групп общеразвивающей направленности, так как оно подскажет, как разнообразить такую работу. Рекомендуемый речевой материал и задания могут органически влиться в любую программу, по которой работает педагог.
Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.