ИРИНА ЛИННИК
Логопедическое занятие с ребёнком старшего дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией «Звук [У] и буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста
с тяжелой речевой патологией.
Тематическая неделя «Осень»
Группа компенсирующей направленности «Особый ребёнок» для детей с ОВЗ.
Форма проведения ООД: индивидуальная.
Возрастная категория : старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Публикация «Логопедическое занятие с ребёнком старшего дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией „Звук [У] и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Категория в соответствии с диагнозом: F84.12 Атипичный аутизм эндогенного генеза с выраженным расстройством экспрессивной речи, гиперкинетическим расстройством поведения.
Краткая характеристика речевой активности : наблюдается почти полное отсутствие внешней речи. Понимает речь частично. Проявляются отдельные вокализации на высоте аффекта.
Конспект ООД №2
Вторник
ООД. Тема: Звук и буква «У»
Задачи:
Формировать интерес к артикуляции взрослого и привлечение к лицу взрослого через «игры» с голосом, интонацией.
Уточнить и закрепить правильную артикуляцию звук [У].
Закрепить правильное произношение звука.
Знакомить с буквой.
Профилактика и коррекция дисграфии, дислексии.
Развивать фонематических слух.
Развивать плавный свободный выдох; активизацию губных мышц.
Расширять пассивный словарь за счет слов существительных.
Провоцировать непроизвольное подражание действию, интонации, с использованием междометий «ой!», «ух!».
Провоцировать на эхолалии и непроизвольные словесные реакции через эмоциональный комментарий игр в занятии : «Ж-ж-ж», «Би-би-би».
Формировать внимание к неречевым звукам, правильное понимание слов, обозначающих предметы окружающего быта, понимание повелительных глаголов бытового характера («дай», «возьми», «смотри», «покажи», «подуй», «положи» и пр.).
Продолжать учить понимать и выполнять одно-, двухступенчатые инструкции: «Подуй», «Возьми», «Положи».
Упражнять в ориентировке на плоскости листа.
Работать над дифференциацией цветов.
Развивать мышление, внимание, зрительное восприятие.
Вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).
Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребёнка на занятии.
Оборудование: предметные картинки, пластиковые кружки, профиль артикуляции для логопеда, игрушка-муляж артикуляционного аппарата. игрушечный паровозик, осенние кленовые листья, ваза, цветные камушки Марблс, трафарет с изображением буквы, игрушечная машинка, 2 яблока, 2 груши, 2 ореха, кисть с ягодами рябины, 2 шишки, 2 каштана, коробка, корзина, модель дома, рамки вкладыши: «Краски осени», «Осенняя прогулка».
Ход занятия.
1. Организационный момент
Логопед здоровается с ребёнком.
- Поздороваться нам нужно,
Говорю тебе: «Привет!» (приветствует его жестом - машет рукой).
Анализ артикуляции звук У.
Звучит сигнал паровоза: У-у-у-у!
Когда мы говорим звук «У», губы вытягиваются, округляются и похожи на маленький круг. Логопед показывает символ – маленький круг, ребенок произносит У-У-У.
2. Основная часть
1) Артикуляционная гимнастика для губ: «Улыбочка», «Хоботок», «Поцелуй», «Движение губ «хоботок» вправо-влево.
2) Просодика.
Логопед предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
3) Дыхательное упражнение «Осенние листья»
На столе стоит ваза с осенними листьями. Предложите ребёнку подуть на листья.
- Вот желтый листок, а вот красный. Смотри, я дую. Давай подуем на листья! (или «Подуй, Дима!»). Логопед вместе с ребёнком дует на листья в вазе, обращает его внимание на то, какое шуршание издают листья («шур-шур»).
4) Развитие чувства ритма, фонематического восприятия: «Дождик». («Кап - кап» - имитация звука дождя в разном ритме).
5) Развитие мелкой моторикой. Игра: «Зонтик» (с пальчиками).
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зонтик погулять,
Мы открыть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять, Начал дождик поливать,
Стали зонтик открывать.
А когда его открыли,
Вышло солнышко опять.
6) Игра «Выложи букву».
Задание 1. Выложить букву У из двух палочек.
Задание 2. Выложить букву У на трафарете, используя цветные камушки Марблс. (Если ребёнок самостоятельно не выполняет задание, то логопед совместно с ним выполняет все действия. Формирует понимание повелительных глаголов бытового характера («дай», «возьми», «смотри»).
7) Физминутка.
Ух! Ух! Ух! (складываем ладони вместе и производим «рубящие» движения).
Рубим, рубим во весь дух.
Ух! Ух! Ух!
8) Упражнение «Дары осени». Предложить ребёнку собрать яблоки, груши, орехи, шишки, каштаны, ягоды рябины и др. Логопед создаёт игровую ситуацию и совместно с ребёнком её обыгрывает.
–Давай откроем коробку и посмотрим, что же там лежит. Ой, что здесь? Обращается к ребенку индивидуально: «Возьми грушу. Положи в кузов машины. Возьми орех. Положи в кузов машины» и т. д. Предложить ребёнку отвезти все это домой. Логопед произносит звукоподражание «би-би-би», сопровождая его имитационными действиями. В конце игры логопед еще раз закрепляет понимание и правильное выполнение инструкции. Перекладываем предметы в корзину. Обращается к ребенку: «Возьми каштан. Положи в корзину» и т. д. (Побуждать ребёнка к повторению слов).
9) Упражнение «Собери». Рамки-вкладыши: «Краски осени», «Осенняя прогулка». Формирование психологической базы речи.
«Краски осени» «Осенняя прогулка»
3. Итог. Логопед благодарит ребёнка. – Молодец! (использует подкрепление правильного действия). Прощается с ребёнком. - Пока! (машет рукой).