Ирина Алексеевна
Семинар-практикум «На зарядку с язычком»
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
История №1 «Домик для языка»
Жил был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там дождь, снег, холодно. Плохо было язычку, он часто простуживался и подолгу болел. Но вот однажды Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Язычок установил 2 двери: первая дверь – губы, вторая – зубы.
Публикация «Семинар-практикум „На зарядку с язычком“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки. А потолок был твёрдый и назывался – нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходит в занавеску с маленьким язычком.
Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нём всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное – не было сквозняков.
История №2 «Язычок делает ремонт»
Из-за постоянной сырости, Язычку часто приходится делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, затем вторую дверь – зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны (соответствующие движения).
Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было тщательно, для этого надо крепко прижимать кисточку (упражнение «Маляр» - вперёд – назад, из стороны в сторону по нёбу 5 – 10 раз).
Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями. Делал он очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой (движения языка сверху – вниз по внутренней стороне обеих щёк).
После ремонта Язычок мыл полы (движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов: рот открыт).
Чинил Язычок и двери – зубы (упражнение «Забор»).
История №3 «Язычок делает покупки»
Язычок не любил опаздывать, поэтому, прежде всего он решил купить часы. В одном магазине он купил ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону (упражнение «Часики»).
У часов были две длинные острые стрелки (язык узкий, длинный) и цифры на циферблате (круговые движения языка, касаясь губ). Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: «Тик – так», «тик – так», а каждый час били: «Бом – бом – бом» (дети повторяют).
Ещё Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку (упражнение «Чашечка»). Из чашечки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них (дуют на широкий язык, не раздувая щёки). Язычок так же купил сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил (упражнение «Блинчик»).
Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда, даже облизывались от удовольствия. Они часто любили приходить к нему, хвалили угощения, иногда, даже облизывались от удовольствия (упражнение «Вкусное варение»).
История №4 «Утро Язычка»
Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался (выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой).
Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюсти, языка). Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко, вниз (нет ли луж на дорожке) и выходит из дома на утреннюю пробежку (соответствующие движения).
Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну сторону, а затем в другую сторону (круговые движения языка, рот широко открыт). Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом). Язычок возвращался, захлопывал одну дверь (зубы, другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.
История №5 «У Язычка появился новый друг»
Однажды после утренней пробежки Язычок присел на крылечке (упражнение «Блинчик»). Ярко светило солнышко, дул ветерок, (подуть на широкий язык) и Язычок задремал.
Вдруг он услышал, что под крылечком кто – то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького пушистого котёнка. Язычок погладил его (дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котёнка). Но котёнку это не понравилось, и он выгнул спинку (упражнение «Киска сердится»).
Язычок, отдёрнув руку, удивлённо посмотрел на котёнка: тот оказался худым и голодным. «Его надо покормить!» - решил Язычок и пошёл в дом за едой.
В своей любимой чашке (упражнение «Чашечка») Язычок принёс котёнку тёплое молоко. Котёнок с жадностью стал его лакать (соответствующие движения). Когда молока не осталось, котёнок облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»5-10 раз) и начал умываться (правой рукой имитируют движения умывания котёнка).
Язычок решил снова погладить котёнка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия, (движения языка) а потом потёрся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык) и замурлыкал.
С тех пор котёнок стал жить вместе с Язычком.