Лариса Панкратова
Логопедические игры по работе над фразовой речью у детей с РАС и другими нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема реабилитации детей с аутизмом очень актуальна в настоящее время. Для реабилитации детей с РАС необходимо сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь.
Публикация «Логопедические игры по работе над фразовой речью у детей с РАС и другими нарушениями» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В логопедической работе важно делать акцент на стимулировании речевого развития. В развитии речи у детей с РАС ключевые моменты – это развитие подражания, развитие понимания речи и вызывание речи.
Языковые навыки приобретаются прежде всего через подражание; ребенок слышит слово и повторяет его. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда понимается повторяемое слово. Ребенок может повторить целый ряд слов, но общаться с помощью этих слов он сможет только лишь тогда, когда поймет их значение. Поэтому в программу по совершенствованию речи вводятся упражнения, которые стимулируют имитацию и развитие речи. У детей, которые еще не разговаривают, в начальных упражнениях речь комбинируют с жестами. Все смежные навыки, включая речь, игру, умение смотреть в глаза, разбиваются на мелкие отдельные компоненты.
В ходе проведения упражнений решаются следующие задачи, стимулирующие речевое развитие:
- установить зрительный контакт;
- имитировать основные движения;
- имитировать действия с предметами;
- имитировать мелкие и точные движения;
- имитировать произносительные движения;
- выполнять единичные команды;
- узнавать знакомых людей;
- указывать на желаемый предмет;
- развивать понимание речи;
- развивать языковые способности
- развивать коммуникативные способности.
Способность к подражанию является предпосылкой почти для всех естественных учебных и воспитательных процессов. Так как у детей с РАС часто бывают особые проблемы в обучении подражанию, то необходимо прививать им имитационные способности которые содержат простые и непосредственные повторения.
Например:
«Постучи»
«Прикоснись»
«Хлопни в ладоши»
«Делай как я»
«Нарисуй»
«Что шумит»
«Причешись»
«Послушай и повтори»
«ухо-нос» и т. д.
В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра важно придерживаться нескольких основных правил:
1. Играть.
2. Говорить с ребенком на одном языке.
3. Использовать жесты.
4. Оставлять пространство для речи ребенка.
5. Упростить свою речь.
6. Пользоваться визуальной поддержкой.
7. Хвалить ребенка
8. Быть гибкими. Помнить о том, что дети не постоянны. Неадекватное поведение может указывать или быть причиной переутомления или замешательства. В данном случае необходимо сократить или облегчить задание.
Развитие у ребенка понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Развитие понимания речи включает в себя создание речевой среды, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.
Каждое упражнение следует повторять многократно, пока ребенок не усвоит полностью и только после этого переходить к следующему упражнению. Примеры упражнений:
Реагировать на свое имя
Прийти по речевому вызову
Садиться по речевому требованию
Принести предмет
Стой/иди дальше
Соотносить одинаковые предметы
Соотносить предметы с их изображением
Рассортируй
Покажи
Имена
Найди мяч
Сделай башню
Что подходит и т. д.
Важно подготовить артикуляционный отдел речевого аппарата детей с РАС к говорению средствами пассивной гимнастики.
Пассивная гимнастика применяется тогда, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. Все упражнения выполняются с помощью рук взрослого (логопеда или родителя). Целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих. Ребенок производит артикуляционные движения только при помощи механического воздействия – под нажимом рук логопеда, шпателя, зонда.
Активная форма используется когда ребенок может справиться с заданием самостоятельно. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ребенку, требуя от него зрительного контроля.
Развитие речевого дыхания очень важно для формирования правильной воздушной струи. Обучение детей правильному речевому дыханию возможно с помощью проведения упражнений в виде игровых занятий. Нужно учитывать что любое упражнение у ребенка отнимает много сил и может его быстро утомить. Самый приемлемый вариант –это чередование дыхательных упражнений и других видов игр.
Например:
«Понюхай цветок»
«Запотевшее зеркало»
«Листья шелестят»
«Фитбол»
«Покатай карандаш»
«Вертушки»
«Одуванчики»
«Мыльные пузыри» и т. д.
Для того чтобы речь ребенка развивалась, ему необходимо научиться обращаться с просьбами к окружающим – подходить к взрослому. требовать его внимание, пояснить доступным ему способом (с помощью жеста, карточки или слова, что ему необходимо и получить желаемое. Именно в обучении этому навыку необходимо вкладывать усилия, так как, благодаря навыку проявления инициативы и коммуникации, ребенок захочет общаться и взаимодействовать с окружающими.
Следует помнить, что, если ребенок не умеет просить, функция этого навыка обязательно перейдет на проблематичное поведение и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или самоагрессии.
Важно помнить, что повторение слов и слогов должно развиваться одновременно с навыком коммуникации.
Опираясь на естественные потребности ребенка в еде, питье, т. д. работу над формированием навыка просьбы лучше начать с лексических тем: «Продукты питания», «Фрукты», «Овощи», «Игрушки» и формирование глагольного словаря (пить, есть, спать, играть и т. д.). В процессе занятий мы вырабатываем у ребенка понимание обращенной речи, пополняем пассивный словарный запас, тем самым развиваем навык просьбы. Метод формирования навыка просьбы заключается в том, чтобы постепенно подвести ребенка к выполнению желаемого действия, усиливая приближенные формы реакции.
Обучать детей построению фраз с помощью различных опорных схем очень удобно. Различные виды фразовых конструкторов логопед может использовать для различных целей и разных категорий детей. Особенно хорошо работает этот прием в работе с алаликами и детьми с РАС.
Детям с РАС наиболее доступны схемы и именно на них мы опираемся в коррекционной работе. Все задания предлагаются в наглядной форме. Объяснения должны быть простыми, повторяющимися по нескольку раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости с обращением внимания и тональности.
Предварительный этап обучения-научить использовать указательный жест для выражения своего желания.
1 этап - логопед показывая на соответствующую картинку, произносит: «Дай сок» или «Я хочу пить», закрывает последовательно каждую картинку фишкой.
2 этап – включает использование сопряженной речи, когда ребенка учат повторять вслед за логопедом короткую одно-, двусложную фразу.
3 этап-после того как у ребенка закрепятся некоторые наименования или действия, следует приступать к работе с вопросами. Например, в ответ на вопрос «Что ты хочешь?» ребенок должен поставить фишку на соотвествующее изображение, выразив при этом свое желание не только жестом, но и используя приобретенный навык просьбы.
4 этап – перенос навыка просьбы с картинок в бытовые условия.
Если не формировать и не тренировать навык обращения с просьбой, то ребенок не научится спонтанно пользоваться речью и общаться.
При формировании экспрессивной речи к учебным целям относятся: произносить простые звуки, говорить односложные предложения, формулировать короткие предложения, задавать вопросы, описывать действия, делать сообщения и беседовать с кем-то.
Выбор методики развития речи зависит от умений и мотивации ребенка. Один из подходов к обучению детей правильному построению фраз – это фразовый конструктор. С помощью различных опорных схем, педагог запускает речь на этапе становления фразы, а также развивает у ребенка уже имеющуюся фразовую речь.
Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, так как именно она является отправным пунктом к построению предложений. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по произведенным действиям или изображенным ситуациям. Используются приемы сопряженной и отраженной речи.
Часть первая фразового конструктора позволяет отработать простое двухсоставное предложение на материале слов, доступных обучающемуся по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. На этапе построение фразы используем фотографии родителей или родственников. Глаголы берем из обихода: есть, пить, спать, сидеть. После работы с картинками переводим данную фразу в игровые и обиходные действия в реальной жизни.
Во второй части фразового конструктора отрабатывается трёхсловная фраза с прямым дополнением (Кто? Что делает? Кого? Что)
В третьей части фразового конструктора вводится косвенное дополнение (Кто? Что делает? Где, добавляются простые предлоги (в, на, за) и самые простые социальные места, где бывает ребёнок.
В четвертой части отрабатывается фраза, состоящая из 3 слов (Какой? Какая? Кто? Что? Что делает).
В пятой части отрабатывается фраза, состоящая из 4 слов.
Различные модели фразовых конструкторов могут использоваться как с детьми с РАС, так и при работе с детьми с другими нарушениями. Причем, все модели фразовых конструкторов являются универсальными.
Таким образом, проработав разные модели фраз, ребёнок имеет возможность пользоваться ими. При формировании фразовой речи, не ограничиваемся механическим повторением фразы, а учим детей употреблять полученные навыки в спонтанных жизненных ситуациях.