Татьяна Киторова
Консультация для педагогов «Развиваем внимание: как занятия дефектолога помогут ребенку с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа нарушении развития, которые проявляются в различных формах и могут быть вызваны различными причинами. Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются дети с РАС, является недостаточное развитие внимания. Это может привести к трудностям в обучении, социальной адаптации и коммуникации.
Занятия дефектолога – это один из наиболее эффективных способов помочь детям с РАС развивать внимание. Дефектолог может использовать различные методы и техники, чтобы помочь ребенку сосредоточиться на задаче и улучшить его внимание.
Одним из таких методов является использование визуальных стимулов. Дефектолог может показывать ребенку картинки или предметы, которые нужно запомнить, и затем попросить его описать их. Также можно использовать различные игры и упражнения, которые помогают развивать внимание. Предлагаемые упражнения можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.
Упражнение 1. На столе знакомые игрушки. Дети проговаривают названия этих игрушек, педагог уточняет. Затем ребенку предлагают закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время педагог убирает одну игрушку (потом можно убирать по две, три игрушки). Открыв глаза, ребенок должен посмотреть и ответить, какую игрушку убрали со стола. Правильный ответ обязательно поощряется: ребенок получает фишку, картинку.
Упражнение 2. На столе 2–4 знакомые ребенку игрушки. Дети называют их, внимательно рассматривают, запоминают. Одному из детей предлагают стать спиной к столу, добавляют еще одну игрушку. Ребенок поворачивается лицом к столу и называет, какая игрушка появилась.
Упражнение 3. На столе 2–4 знакомые ребенку игрушки. Ребенку дается время внимательно их рассмотреть. Потом игрушки убираются, а ребенок должен по памяти воспроизвести, какие игрушки стояли на столе.
Такое же упражнение можно провести и с картинками. Только следует учесть, что детям с низким уровнем речевого развития гораздо легче работать с игрушками, так как они им больше нравятся и создают эмоциональный настрой.
Упражнение 4. Педагог называет ряд слов, а ребенок раскладывает на наборном полотне картинки, соответствующие этим словам.
В процессе любой деятельности необходимо помнить о развитии внимания аутичного ребенка, т. е. развивать его способность к произвольному сосредоточению и все более дли тельному удержанию внимания на совместной со взрослым деятельности. Эту работу на «объединение внимания» со взрослым необходимо начинать, используя любую возможность непроизвольного сосредоточения ребенка: необходимо прибегать к приятной для ребенка сенсорной стимуляции или подключаться к его аутостимуляции, эмоционально комментируя совместные действия (например, дать возможность ребенку брызгать водой или краской на лист бумаги и говорить, что это «дождь»; крутить волчком, приговаривая: «Полетел, полетел вертолет», читать подходящее по смыслу стихотворение и т. д.).
Еще одним эффективным методом является использование звуковых стимулов. Дефектолог может включать музыку или звуки, которые будут помогать ребенку сосредоточиться на задании.
Важно помнить, что каждый ребенок с РАС уникален и требует индивидуального подхода. Дефектологу необходимо учитывать особенности каждого ребенка и подбирать наиболее эффективные методы для его развития.
В целом, занятия дефектолога могут помочь детям с РАС улучшить свое внимание и повысить эффективность обучения. Однако, это требует времени и терпения со стороны родителей и специалистов. Важно понимать, что развитие внимания – это длительный процесс, который требует постоянного внимания и поддержки.