Наталья Путилова
Логопедическая школа для мам и их детей: «Играем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - это высшая психическая функция мозга. В формировании речи участвуют все отделы головного мозга. 2 главных центра - регулируют эту функцию. 1-зона Брока выполняет моторную функцию - воспроизведение речи. 2-зона Вернике в ответе за сенсорную функцию - понимания речи. В норме данные функции активизируются до 2- х лет.
Темочки:
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад "Колобок" детям оказывается логопедическая помощь. Первые 2 недели сентября проводилось речевое обследование детей с 3-7 лет. Выявлены дети с ТНР - тяжёлым нарушение речи, говорящие отдельными слогами и словами. У некоторых дошкольников речь совсем отсутствует. Из практики педагогической деятельности чаще наблюдаем: понимание речи имеется у многих детей, но к сожалению ниже возрастной нормы. Воспроизведением речи «страдает» большая часть деток. Моторная функция в данных случаях имеет низкий уровень развития.
В норме ребёнок к 3 годам имеет в словаре от 50 до 1200 слов. Этому возрастному периоду следует уделить особое внимание. Детям необходимо свободно выражать свои мысли и желания. У них должны быть сохранны основные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный.
Взрослые должны научить понаблюдать, услышать название предмета, его признаки, действия. Произносить слова в предложениях следует умеренным темпом, чтобы дети понимали их значения и слышали, из каких звуков произносим слово.
Для многих детей повторить нужно многократно, чтобы в сознании возникли дополнительные нейронные связи и речевой материал закрепился прочнее. Логопедические рекомендации родителям нужно выполнять ежедневно.
Приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребёнком.
Необходимо научить ребёнка правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат.
При грамотном речевом дыхании мы произносим все слова на плавном выдохе.
У детей необходимо его формировать через множество игр: запускаем мыльные пузыри, играем на дудочках и свистульках,крутим вертушки. Помогают дифференцировать правильный вдох и выдох - коктейльные трубочки.
Рассмотрим доступные и эффективные развивающие игры, которые своевременно принесут пользу детям.
"Песенки».
В этой игре очень простые правила.
Поём гласные звуки то громко, то тихо: «А», «У», «О», «Ы», «Э», «И»…
Тянуть можно и некоторые согласные.
Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями.
"Кукла спит".
Развивает речь, слух. Уложите куклу спать. Пускай Ваш ребёнок
покачает её на руках, споёт колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шёпотом, чтобы не разбудить её. Поговорите о чём-нибудь с крохой, попросите что-нибудь рассказать (всё это нужно делать шёпотом). Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.
"Повторяй за мной".
Формируем навыки правильного произношения, развиваем артикуляционный аппарат.
Читаем ребёнку короткие рифмовки и просим "договорить" - повторить последний слог.
Прыгай выше и смелей—лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим снегопад—пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай.
"Проводи мишку".
Способствуем развитию речи, умению ориентироваться в пространстве.
Возьмите в руки мягкую игрушку - мишку и голосом игрушки скажите ребёнку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живёт ваша семья. Попросите ребёнка проводить мишку и показать ему всё самое интересное. Пойдите на кухню, пусть ребёнок проводит мишку туда. На
кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, электроплита, кухонный стол и т. д.) Интересуйтесь: а для чего они нужны?
"Голоса животных".
Развивает речь, артикуляционный аппарат, знакомит сживотным миром.
Покажите ребёнку картинки (игрушки) с животными и рассмотрите их внимательно. Расскажите где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Картинки с изображением животных переверните и, перемешайте.
Попросите вспомнить изображённых животных и назвать, кто какие звуки издаёт. Это игра для дружной детской компании.
Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать.
"Кто есть кто?"
Способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имён существительных. Рассуждайте с ребенком о том, как называется животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа—слон, то мама—слониха, а их ребенок—слонёнок и т. д.
"Повтори за мной".
Предложите ребё нку повторять за вами рифмованные строчки: «Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась. Солнышко садится,
Маша спать ложится».
"Яблоко или тарелка?"
Развивает речь, внимание. Задавайте ребёнку вопросы,
предупредите его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груша—это овощи? Ложка и тарелка—это посуда? Ромашка и одуванчик—это деревья?
"У меня зазвонил телефон".
Развитию речь, пополняет словарный запас.
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени животных, игрушек.
«Чем заняться?»
Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать,
слушать птиц)Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать); что делает дворник (убирает, подметает). Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.
«Загадалки».
Способствует развитию речи, воображения.
Нужно рассмотреть предмет, не называя самого объекта. Ребёнок называет его свойства и рассказывает, как он используется. Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.
Например, высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан). Потом поменяйтесь ролями.
"Больше слов".
Способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова. Попробуйте с ребенком одним словом назвать свойство предмета или какой-нибудь признак. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.
Скороговорки.
Их существует великое множество. Выбирайте те, которые
соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять.
Проговаривайте скороговорку сначала медленно сами, а потом вместе с ребенком. Постепенно наращивайте темп речи.
Обязательно обыгрывайте её интонацией.
Главное сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы.
Течёт речка, печёт печка. У ежа—ежата, у ужа—ужата.
Грачиха говорит грачу:«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Уважаемые РОДИТЕЛИ!
Ждать, что ребёнок сам заговорит в 5 или даже 7 лет – это упускать
«самое ценное» время.
Речевое развитие напрямую связано с развитием высших психических функций, а соответственно появлению новых речевых и когнитивных навыков.
Основная задача педагогов и родителей детей, чтобы ребёнок в 7 лет мог полноценно усвоить программу школьного обучения.