Хуртенко Татьяна Сергеевна
Конспект занятия «Логопедическая разминка «Дифференциация звуков [з]-[с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тама: Дифференциация звуков З и С
Цель: закрепить умение различать на слух звуки "с" и "з" изолированно,в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; закрепить умение производить слоговой анализ слова ориентируясь на схему; развивать речевую память, внимание, аналитическую деятельность; воспитывать чувство коллективизма, умение отвечать полным ответом.
Ход занятия
1. Упражнения на дыхания.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения воздушной струи.
"Сбей кегли" - плавно, длительно, непрерывно дуть на мяч, чтобы он докатился и сбил кегли.
Упражнения для губ
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
"Покажи зубки". Губы в улыбке, видны зубы, удержать в таком положении на счёт 3-4, не напрягаясь.
"Трубочка " Вытянуты губы вперёд трубочкой.
Упражнения для языка
"Накажем непослушный язычок". Шлепаем по языку "пя-пя-пя".
"Почистим зубки". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка " почистить" нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
3. Знакомство со звуком "С-З"
1. Послушайте загадку, угадай, кто это?
Носом-шлангом великан
Моется, как в душе
Этот житель жарких стран, всех крупней на суше. (Слон)
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы.
(Заяц)
- Скажите, какой звук слышится в начале слова слон? (Звук "С")
- А какой звук слышится в начале слова заяц? (Звук "З")
Сегодня мы будем учиться различать звуки "С-З" в слогах, словах.
- Скажи, что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).
- А теперь давайте дадим характеристику звуку "С".
Звук "С" какой?
Согласный. Бывает мягкий и твердый. Парный.
Правильно. Возьмите зеркало, давай рассмотрим правильную артикуляцию звука "С".
При звуке "С" губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии, язык кончиком упирается в нижние резцы, боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки: разомкнуты, выдох несколько усилен.
- А теперь характеристика звука "З". Он какой?
- Тоже согласный.
При звуке " З" артикуляция та же, что и при звуке "С", только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируюб.
- Звук "З" - согласный, парный, бывает твердый и мягкий.
- Скажите чем отличаются звук " С- З"?
Отличаются тем, что звук "С" глухой, голос при произнесении звука не дрожит, голоса нет, а при произнесении звука " З" горлышко дрожит, голос есть, звук "З" звонкий.
2. Прочитайте слоги:
СА-СО - СУ - СЫ
ЗА - ЗО - ЗУ - ЗЫ
СА - ЗАСО - ЗОСЭ - ЗЭ
СУ - ЗУСЫ - ЗЫ
Дидактическая игра " В слове слог договори, и слово снова гори"
(договорить слог сы - зы)
Бу. та. зано.
Ча. ко. ко. Арбу.
Гро. поло. берё. стреко.
4. Необходимо расставить картинки в домике: если картинка со звуком С - она будет жить в синем домике, если со звуком З, то будет жить в зелёном.
5. Игра "Поймай звук"(у каждого ребенка на парте один колокольчик зачеркнутый, а другой не зачеркнутый. Если звук, слог, слово со звуком З дети подымают не зачеркнутый колокольчик, а если звук С то зачеркнутый).
З- п - с - ш - ц - ф - с - з - зу- са - цапля - санки - зонт - слон - завод - собака - знак - лист - стол.
6. Игра "Подскажи словечко"
- Сейчас я прочитаю строчки из стихотворения, а вы закончите последнее слово в предложении.
Серый волк в густом лесу встретил рыжую. (Лису).
Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не. (Киска).
Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий. (Пёс).
Зайку бросила хозяйка не под дождём остался. (Зайка).
Нам попалась на глаза очень злющая. (Коза).
Просыпаюсь утром рано, вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю зарядку. (Зарядку).
7. Чистоговорки:
За - за - за - вот идёт коза.
Са- са - са - вот летит оса.
Зу - зу- зу - мы ведём козу.
Су - су - зу - отвязали мы козу.
8. Итог занятия.
- Что нового ты узнал сегодня на занятии?
- Какие звуки ты сегодня учился различать?
- Что тебе больше всего понравилось на занятии?
- Молодцы сегодня вы хорошо поработали.