Дарья Фомина
Логопедическая работа в условиях дистанционного обучения
▼ Скачать
Эссе на тему: «Логопедическая работа в условиях
дистанционного обучения»
Преимущества и недостатки дистанционной логопедической работы.
Аннотация. В эссе рассматривается вопрос возможности применения новых форм и методов проведения коррекционных занятий и удобства использования современных информационных технологий в логопедической работе в условиях дистанционного обучения.
Публикация «Логопедическая работа в условиях дистанционного обучения» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2023
Введение. Современный радикально меняющийся мир заставляет нас стремительно реагировать на возникающие проблемы и приспосабливаться к неизбежным переменам. Ни для кого не секрет, что в мире растет количество и снижается качество народонаселения, увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, но вместе с этим прогрессирует развитие современных технологий, совершенствуются все сферы развития. Реформирование системы образования требует необходимости внедрения новых форм и методов логопедической работы посредством применения ИКТ и использования Интернет-ресурсов.
Основная часть. Дети дошкольного возраста с недостатками речевого развития образовывают самую большую группу среди детей с нарушениями развития. В работах Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Е. М. Мастюковой представлен полный анализ речевых нарушений у этих детей. Дети данной категории нуждаются в непрерывном удовлетворении специальных образовательных потребностей. Дистанционное обучение является дополнительной помощью в логопедической работе, а при невозможности проведения некоторых очных занятий, может являться их полной заменой.
Непрерывность логопедической работы в рамках дистанционного обучения реализуется посредством применения синхронного (on-line режим) и асинхронного (off-line режим) методов работы.
Дистанционная логопедическая работа может осуществляться в различных формах:
Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно).
Оффлайн занятия (готовые уроки, задания, фильмы и презентации с автоматическим воспроизведением).
Интерактивные игры, игры-тренажеры, презентации в оффлайн режиме.
Онлайн консультирование родителей.
Мастер-классы и вебинары.
Групповые супервизии.
Рассмотрим очевидные плюсы и минусы использования информационных технологий в дистанционной логопедической работе.
Преимуществом является снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту обучения, разнообразный материал для создания игр, презентаций можно найти в любое время и скачать бесплатно); повышение качества обучения за счет использования видеоматериалов (например, видеороликов об освоении космоса или микромира) или интерактивных игр (типа «игры для тигры» или «приключения язычка»); привлечение внимания и формирование заинтересованности детей с использованием современных гаджетов (использование логоразвивающих приложений для телефона и планшета); создание единой образовательной среды для всех участников педагогического процесса (например, родители могут быть равноправными участниками образовательных отношений и выступать в роли педагога-наставника).
Необходимо сказать о проблемах и трудностях дистанционного обучения и логопедической поддержки. Непредвиденные технические проблемы со связью могут нарушить или сделать невозможным проведение запланированного занятия, что приведет к снижению результативности работы. Отсутствие навыка пользования компьютером и/или коммуникативными компьютерными программами у некоторых родителей также приводит к трудностям или невозможности дистанционного обучения. Отсутствие возможности установить тактильный контакт с ребенком, невозможность использования механических методов звукопостановки, логомассажа. Сложность или неосуществимость применения дистанционных занятий с детьми, имеющими тяжелые сочетанные нарушения развития и/или эмоционально-волевой сферы.
Заключение. Таким образом, проведение эффективной логопедической работы невозможно осуществить полностью в дистанционном режиме. Однако, разнообразное использование информационных компьютерных технологий и программ (при соблюдении некоторых условий) позволяет повысить качество коррекционной работы и/или осуществить непрерывность образовательного процесса.