Алёна Сергеевна Романова
Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения шипящих звуков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Главным фактором социального общения людей является язык. Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка для общения.
Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем больше возможностей откроется перед ним в познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться.
Публикация «Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения шипящих звуков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, как фактор его психического развития, как средство социализации личности и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления.
Исходя из этого, мы понимаем, что тяжелые нарушения речи имеют огромное влияние на развитие ребёнка в целом.
Речевые нарушения приводят к тому, что у детей возникает недостаточность речевого общения. Это может негативно отразиться на развитии личности детей, способствовать формированию негативных свойств характера. К подобному результату приводит осознание ребёнком своего дефекта. Он становиться безынициативным, застенчивым, уходит в себя, появляются комплексы.
В результате, всё выше перечисленное приводит к трудностям в обучении, в виде отставания ребёнка по программе, а в будущем может препятствовать в выборе профессии. Исходя из этого понимаем, чтобы помочь ребёнку справиться с трудностями необходимо скорректировать его звукопроизношение, тем самым помочь ребёнку свободно развиваться.
Существует огромное количество речевых нарушений, одно из которых – дислалия. Данное нарушение представляет из себя нарушенное звукопроизношение при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.
В современном мире существует две формы дислалии: органическая (механическая) и функциональная.
Органическая дислалия обусловлена анатомическими дефектами органов артикуляции, нарушениями костного и мышечного строения периферического речевого аппарата.
При дислалии выделяют такие виды нарушений как: гаммацизм – нарушенное произношение [г], [г’]; йотацизм – нарушенное произношение [j’]; каппацизм – нарушенное произношение [к], [к’]; ламбдацизм – нарушенное произношение [л], [л’]; ротацизм – нарушенное произношение [р], [р’]; сигматизм – нарушенное произношение [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [щ], [ж], [ч]; хитизм – нарушенное произношение [х], [х’].
Если присутствует замена звуков друг другом (фонематический дефект, то к термину следует добавить приставку пара-: парасигматизм, парагаммацизм и т. д.
Прогноз развития детей с дислалии благоприятный, если своевременно и правильно организованная логопедическая работа.
На базе МДОУ «Детски сад № 23» комбинированного вида города Шуя было проведено исследование. В нём принял участие один ребенок, в возрасте 5 лет. По результатам обследования речи, дано следующее логопедическое заключение : дислалия (парасигматизм шипящих звуков, параротацизм и ламбдацизм).
Для данного ребёнка был разработан и и апробирован комплекс коррекционных мероприятий по исправлению нарушений произношения звука [ш] у мальчика пяти лет, Ильи, с дислалией (парасигматизм шипящих звуков).
Данный комплекс коррекционных мероприятий по исправлению нарушений произношения шипящих звуков составлен с опорой на работы следующих авторов : Ханьшева Г. В. [19], Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И., Комарова Л. А., Смирнова, Чиркина Г. В., Пожиленко Е. А. [14] и др.
Коррекционный комплекс подразделяется на 4 этапа:
I. Подготовительный этап.
1. Развитие артикуляционной моторики.
Цель: формирование поз и переключений движений органов артикуляционного аппарата.
На первых занятиях у ребёнка были трудности в выполнении артикуляционных упражнений. Это было вызвано тем, что он не мог долго задерживать кончик языка поднятым. За время регулярных занятий, тонус мышц языка приблизился к норме, и вскоре ребёнок без затруднений справлялся со всем комплексом артикуляционных упражнений.
2. Формирование направленной воздушной струи.
Цель: сформировать целенаправленную воздушную струю.
В выполнение упражнений, направленных на формирование направленной воздушной струи, трудности возникали лишь на первых занятиях с некоторыми упражнениями. Это было связанно с тем, что у ребёнка была слабая иннервация языка. Как только тонус мышц языка пришёл в норму, все упражнения выполнись без затруднений.
3. Развитие мелкой моторики рук.
Цель: формирование тонких движений пальцев рук.
С данным комплексом упражнений у Ильи затруднений не было.
II. Постановка звука [ш].
Цель: развить умение четко произносить изолированный звук [ш].
На первых занятиях ребёнок придерживал щеки, чтобы выдыхаемая струя в них не уходила. Сначала мальчик не мог долго держать приподнятым кончик языка, ему оказывалась механическая помощь ватной палочкой. Со временем он научился держать кончик языка сам.
III Автоматизация звука [ш].
1. Автоматизация [ш] изолированно.
2. Автоматизация [ш] в словосочетаниях.
3. Автоматизация [ш] в предложениях.
IV. Дифференциация звуков [ш]-[с].
В результате, ребёнку был поставлен звук [ш] и автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях.