Наталья Путилова
Видео и конспект логопедической НОД «Дружные звуки [Р]-[Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД (3 единства - дидактическая, коррекционная и воспитательная) :
- Учить произносить звуки [ Р ] и [ Рь ] в слогах, словах и фразах;
-Закреплять чёткое их произношение;
-Формировать слуховое внимание, фонематическое восприятие, речевую моторику, мелкую моторику пальцев и кисти рук;
-Развивать зрительное и слуховое внимание,
-зрительно-пространственные представления,
-Словесно-логическую (вербальную) и эмоциональную память,
- образную (зрительную, слуховую, осязательную) память,
- смысловую (обобщённые и систематизированные ассоциации) память;
Публикация «Видео и конспект логопедической НОД „Дружные звуки [Р]-[Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Видео
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- Наглядно - образное и творческое мышление;
-Активизировать словарь по следующим лексическим темам:
«Рыбы», «Транспорт»;
-Формировать лексико - грамматические категории и связную речь;
-Воспитывать самоконтроль за своей речью.
Задачи НОД:
-Закрепить правильный артикуляторный уклад реч. органов для данных зву-ков;
-Развитие фонематического восприятия, внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти;
-Обучение фонематическому анализу и синтезу слов с изучаемыми звуками;
-Формирование пространственно - зрительных представлений: слева - справа, вверх - вниз, центр и т. д. ;
- Формирование зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, мышления.
Проведение НОД
1. Организационный момент - развитие мелкой моторики рук
«Пальчиковый бассейн» (из различной крупы) :
«Наши пальчики купаются, деткам это очень нравится!» -чтобы научиться хорошо, рисовать, писать и разговаривать, произносить чётко согласные и гласные звуки, которые "живут" в словах.
Игра: «Отклеим наши пальчики», поочерёдно с усилием отрывая каждый палец от поверхности стола - произносить певучие гласные звуки, заучивая их: А, У, О, Ы, Э, И.
2. Знакомство с темой НОД
Сегодня мы продолжим учиться произносить «Дружные» звуки [ Р ] и [ Р’] в словах и поиграем с ними.
3. Развитие речевой моторики и
фонематического восприятия (звуковой анализ и синтез слов)
Артикул. гимнастика - перед зеркалом повторим
«Ну-ка, зеркальце, смотри!
Всё нам верно повтори!
Сядем мы перед тобой, повторяй-ка всё за мной!».
,
Фонетическая гимнастика: по картинкам – символам произнести звуки речи :
Р – Рь и слоговые ряды с данными звуками.
Игра : «Найди слова» в названиях картинок со звуком твёрдым Р и мягким - Рь. Определи в какой части слова находятся данные звуки речи (звуковая решётка и Птичка –невеличка).
Игра «Сигнальщики» : согласные твёрдые и мягкие, обозначаем их фишками синим цветом-твёрдые, зелёным цветом-мягкие. Условия игры: если я произнесу твёрдые звуки, Вы сигналите фишкой синего цвета и наоборот (фишкой зелёным цветом-мягкие)
Ряд произносимых звуков : б, б’, ж, ч, д, л, л’,р, р’ ,
Игра: «Назови одним словом» - машина, автобус, трамвай, трактор, мотоцикл, велосипед (Наземный транспорт). Кто им управляет? (Шофёр).
Игра: «Заведи мотор» у наземного транспорта - машины. Руки сделать в «замок» и вращать большими пальцами,произносить изолированно длительно звук [ Р ], напоминая детям про уклад язычка, его вибрацию на длительном выдохе.
Игра: «Светофор» - поднять руку со "Светофором"(игровое пособие, когда в слове услышишь звук [ Р ] :лак, рак, стол, стул, забор, плот, крот;
а теперь [ Р’] : лист, рис, рейка, лейка, малина, Марина.
.
4. Развитие зрительно - пространственных представлений
Игра: «Рыболовы».Перед нами «речка» (лист бумаги синего цвета из 9 квадратов) в ней мы видим «рыбок». Чтобы «поймать» их, нужно правильно выполнить команды (в верхнем правом квадрате и др.) вылавливаем удочкой (игровое пособие).
5. Формирование лексико-грамматических категорий и
звуко - буквенного анализа и синтеза слов
Игра: «Ловим звуки» - (п, е, с, к, а, р, ь; к, а, р, а,с, ь; х, а, р, и, у, с).
В каких названиях рыб мы слышим и произносим звук [ Р ]? и [ Р’]?. В какой части слова находятся данные звуки речи (звуковая решётка и Птичка)
Игра «Один - много»
Мы поймали одного карася, а потом много (кого) - карасей ….
Игра: «Волшебный мешочек». На ощупь определить,кто? (что) в нём находится. Подсказка в чистоговорке. «Договори словечко", внимательно слушай:
«В реке большая драка,
поссорились два (рака)».
Произнести интонационно – выразительно, меняя высоту и силу голоса (тихо - громко).
Игрушка «РАК» - рассмотреть его внешний вид (усы, клешни) – составить описательный рассказ.
Игра: «Живые звуки» - составить слово РАК из «Живых» звуков распределяя их для каждого ребёнка. На ладошках На спине «написать» обозначения этих звуков - графические символы (буквы).
Анализируем данное слово.
Какой первый звук в слове РАК?- [ Р ], а в слове РИС?- [ Р’] Какой последний согласный и гласный звук?
Буква "Р". Звуки Р – Рь мы произносим и слышим, а обозначаем их буквой - Р.
Мы её видим (показ на плакате) и пишем.
«Букву Р писать не сложно,
пишем палочку,
сверху в правую сторону кружок,
похожа буква на флажок»
«Нарисуем» букву Р из цветных ниток на бархатной бумаге и напишем на манной крупе.
Итог занятия: Мы сегодня внимательными ушками учились различать на слух «Дружные звуки» Р – Рь, правильно произносить - выговаривать и обозначать их графическим символом буквой «Р»!
Домашнее задание: раскрасить картинку "рыбку"
и выучить чистоговорку «Вот так наша Рыбка…. Во весь рот улыбка!»
Фрагмент логопедической НОД со старшим дошкольником (подготовительная группа)