Екатерина Фарнина
Игры с логическими блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. (С. Т. Шацкий)
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Публикация «Игры с логическими блоками Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс ДОУ, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы.
Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича и игры-головоломки.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.
Особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические игры.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Наиболее эффективными средствами развития мыслительной активности являются логические блоки Дьенеша.
Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.
Каждый человек, только появившийся на свет, уже готов к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача-помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т. д. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной по возможности с основными разновидностями этих свойств. В планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. От элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учета этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности. В раннем детстве усвоение знаний, равно как информирование умений, должно происходить систематически.
Что такое блоки Дьенеша
Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.
Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:
1. Цвет. Синие, красные, желтые.
2. Размер. Маленькие, большие.
3. Толщина. Толстые, тонкие.
4. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 2-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит ребенка :
1. Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
2. Логически мыслить.
3. Лучше разговаривать.
4. Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
5. Осознавать пространство.
6. Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
7. Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
8. Выполнять мыслительные операции.
9. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования.
Как работать с блоками Дьенеша
Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления. Выделяют такие стадии развития математических способностей:
Первая стадия названа «Свободной игрой». Цель – научить ребенка решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», придумывая различные варианты решений.
На второй стадии ребенок плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, познавательные процессы, мыслительные операции пространственные отношения; называть объекты, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов; познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Третья стадия - обсуждение, сравнение содержания математических игр.
Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала.
Четвертая стадия - знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
Пятая стадия – самая длительная и подойдет для старших дошкольников. На ней следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно ребенку станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.
В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.
Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Сделать это несложно. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно—два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, вы получите достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это даст возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами, третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами). Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки. На карточках условно обозначены свойства блоков :
1. Цвет обозначается пятном.
2. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
5. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.
Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.
Альбомы
Существуют альбомы для каждого возрастного диапазона. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.
Блоки Дьенеша для самых маленьких
Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу.
Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение.
В результате к концу учебного года дети самостоятельно выделяют и называют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделить в предмете 3-4 признака.
Приемы работы с детьми.
Занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность. Режим занятий 1 занятие в неделю.
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в руках. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер. Заострять внимание детей на термине "блок" не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом "фигура", хотя вполне допустимо и использование слова "блок.
Проведение имитационной игры.
Затем детям предлагаются самые простые игровые задания.
1. Выделить все блоки по какому-то одному из признаков (цвету, форме, размеру).
Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету.
Найдите такие же фигуры как эта по форме.
Найдите не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, по размеру).
2. Выделить блоки по двум признакам (цвету и форме, форме и размеру).
Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме (форме и размеру, по цвету, форме и размеру).
Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы (такие же по форме, но другого размера).
Выделить все блоки одного цвета, но разной формы или одной формы, но разного размера, и. т. д.
3. Построить длинный паровозик или «цепочку» в разных вариантах.
От произвольно выбранной фигуры постройте цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по цвету и форме (форме и размеру).
4. «Второй ряд».
Выложить в ряд 4-5 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого цвета (формы, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и. т. д.
5. «Домино».
В этой игре одновременно может участвовать не более четырёх детей. Фигуры делятся между участниками поровну, и каждый делает по очереди свой ход. Если блок нужной формы отсутствует, ход пропускается. Ходить можно фигурами разного цвета (формы, размера) или фигурами одинакового цвета, но другого размера; такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
6. «Раздели фигуры».
Для игры понадобятся игрушки : мишка, заяц. Разделите фигуры между мишкой и зайкой так, а) У мишки оказались все красные, зайцу достались все не красные;
б) У мишки оказались все круглые; зайцу достались все большие.
Далее предлагаются более сложные варианты этой игры.
7. Затем предлагаются игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках.
Когда ребенок, глядя на карточку, учится читать зашифрованный код. Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре детей появляются такие определения: «…это красный, большой, круглый блок».
Игровые упражнения проводятся так: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. На карточке обозначен синий цвет, значит нужно найти все синие фигуры. Если ребенку показывается синее пятно и большой дом, нужно показать синюю большую фигуру или (отложить все синие и большие фигуры). Синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга– нужно показать синий большой круг или (отложить все синие и большие круги).
8. Можно использовать игру «Все в ряд».
Каждому ребёнку даётся карточку с восемью клетками, где в первой из них изображено свойство. Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства.
9. В последующем дети осваивают слова и знаки обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Для усвоения слов: не красный, не круглый, небольшой, необходимы игры : «Помоги Незнайке». В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, форму и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, большой (маленький).
10. Последующая работа с детьми направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами.
Начинать лучше с игры «На свою веточку», разобраться где должны висеть: красные, круглые; треугольные, не жёлтые; квадратные не красные.
В игре «Кто хозяин» разложить блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. Красная Шапочка не любит синие игрушки и не хочет играть с квадратными; Буратино нужны красные и треугольные и. т. д. После освоения предыдущих заданий у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого: по наличию обоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного и отсутствию второго.
Игра «Чудесный мешочек». Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или маленькие). Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер, не вынимая из мешка.
Упражнения «Найди лишнюю фигуру». Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру).
«Подбери недостающие фигуры». Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
«Угощение для медвежат». В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
Печенье в лапах медвежат отличается только цветом.
В дальнейшем условие игры - отличие печенья по двум признакам - цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. Печенье в лапах медвежат отличатся по цвету и форме.
Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному педагогом.