Ирина Хилько
Картотека игр с блоками Дьенеша для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района.
Картотека игр с блоками Дьенеша для детей 5-7лет.
Составитель: Хилько И. Н.
2015
Картотека игр для детей 5-7 лет с блоками Дьенеша.
Дидактическая игра " Сколько? "
Материал: учебно-игровое пособие блоки Дьенеша.
Публикация «Картотека игр с блоками Дьенеша для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Цель игры: развивать умение задавать вопросы, умение выделять свойства блоков и называть их.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические блоки в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько. "
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших блоков?" "Сколько красных блоков в первом ряду?" (по горизонтали, "Сколько круглых маленьких блоков?" и т. д.
Дидактическая игра " ХУДОЖНИКИ ".
Материал:
• "Эскизы картин". Листы большого цветного картона.
•Дополнительные детали из картона для составления композиции картины.
• Набор блоков.
Цель игры:
• развивать умение анализировать форму предметов.
• развивать умение сравнивать по их свойствам
• развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу несколько человек.
Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку
картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.
Дидактическая игра «МАГАЗИН»
Материал: Товар (карточки с изображением предметов). Логические блоки Дьенеша.
Цель игры:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:
Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логического блока. Выбор игрушки можно усложнить. По двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Дидактическая игра «Что изменилось»
Цель: Совершенствовать знания детей о блоках Дьенеша, их цвете, величине, толщине
-Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько блоков, которые нужно запомнить, а потом один из блоков исчезает или заменяется на другой, или две блока меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Дидактическая игра «Хоровод».
Цель: классификация блоков Дьенеша по двум признакам – цвету, форме; по трём признакам цвету – форме – размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные блоки. Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком, по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Дидактическая игра «Второй ряд»
Задачи:
-Развивать умение анализировать, выделять свойства блоков, находить блок, отличающийся по одному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Дидактическая игра «Найди клад».
Задачи: Совершенствовать знания детей о блоках, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет» : «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
Дидактическая игра «Игра с одним обручем»
Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».
Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.
Ход игры: У каждого ребёнка в руке один блок. Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать блоки так, чтобы все красные блоки (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех блоков спросить : «Какие блоки лежат внутри обруча? Какие блоки оказались вне обруча? ( Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные блоки»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие снаружи.
Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»
Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.
Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).
1. Рассказать правило игры. Например, расположить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, а внутри зеленого все круглые.
2. после решения практической задачи по расположению блоков дети рассказывают о том, какие блоки лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
«Цепочка».
Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства блоков, находить блоки по заданному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьеныша.
От произвольно выбранного блока постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
Чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т. п.);
Чтобы рядом были блоки одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;
Чтобы рядом были блоки одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Игра «Украсим елку бусами»
Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических блоков.
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.
Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.
.
Дидактическая игра «Найди меня».
Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение блоков и находить соответствующий блок.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки. Блоки, блоки разные : желтые, синие и красные. Всем нам они знакомые. Найдите меня. Ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает блок.
Игра «Спасатели приходят на помощь»
Цель: Развивать умение расшифровывать информацию, заданную в знаках-символах.
Ход игры: Дети выбирают карточку и расшифровывают информацию на ней. Затем выбирают нужные блоки и делают модель транспорта.