Шабалова Марина Владимировна
Литературный квест по произведениям Н. Н. Носова в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• В игровой форме обобщить знания детей о творчестве Н. Носова, расширить кругозор;
• Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать;
• Развивать творческие способности детей;
• Внедрять новые формы сотрудничества с родителями, привлекая их к проведению речевого досуга в виде литературного квеста;
Публикация «Литературный квест по произведениям Н, Н, Носова в подготовительной к школе группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Литературная деятельность
- Носов Н.Н.
- Носов Н.Н. Викторины по произведениям
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
• Развивать умение сопоставлять предложенный фразеологизм с ситуацией и выбирать из ряда фразеологизмов наиболее точный.
Подготовительная работа :
• Чтение рассказов Н. Носова в детском саду и дома с родителями;
• Оформление книжного уголка;
• Рассматривание иллюстраций к произведениям Н. Носова
• Рисование детьми по мотивам рассказов Н. Носова;
• Инсценирование отрывков из произведений Н. Носова
• Работа с фразеологическими оборотами из рассказов Н. Носова, подбор фразеологизмов к предложенным ситуациям.
Оборудование:
письмо от неизвестного героя, буквы и слоги, «ромашка» с загадками, «телеграммы», шляпа, мешочки с песком, маски собачек, клюшка, пистолет, милицейская фуражка, свисток, книга «Тир поросёнка», нитки, иголка, лоскуток зелёной материи, удочка, книга «Приключения Незнайки и его друзей», костюмы Знайки, Незнайки, Ромашки, Кнопочки, Винтика, Пончика, Тюбика.
Этапы игры:
• Введение
• «Загадка»
• «Почта»
• «Шляпа»
• «Бюро находок»
• «Грамотеи»
• «Театр»
• «Художники»
• Финиш – появление Незнайки
Ход квест-игры :
I Введение
-Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Послушайте: «Дорогие ребята! Я озорной и весёлый герой книг Николая Носова. Чтобы узнать, как меня зовут, вам надо пройти квест – ряд испытаний. На каждом этапе вы получите от моих друзей-помощников из Цветочного города по букве. Сложив их вместе, узнаете, как меня зовут. Помогите мне появиться в вашем детском саду. Ваш, пока неизвестный, друг».
II Испытания
Раздаётся стук в дверь, появляется Знайка:
-Здравствуйте, а вот и я, ваш первый помощник, Знайка. У меня есть карта, она покажет нам, где будут проходить испытания. Вперёд!
Под музыку дети проходят по залу.
1. Этап «Загадка»
-Здравствуйте, ребята, я – Ромашка. У меня для вас задание. Николай Носов написал много
рассказов, а как они называются, вы узнаете, отгадав мои загадки:
1) Лежат на грядках, зелены и гладки («Огурцы»)
2) Чтобы я тебя повёз, мне не нужно есть овёс;
Накорми меня бензином, на копыта дай резины, и
Поднявши вихрем пыль, побежит(«Автомобиль»)
3) Через поле и лесок подаёт он голосок, он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там («Телефон»)
4) Живёт под крылечком, хвост колечком (собака «Бобик в гостях у Барбоса»)
5) Сижу верхом, не ведаю, на ком (шляпа «Живая шляпа»)
-Молодцы, ребята, всё верно отгадали. За это я дам вам букву. До свидания!
2. Этап «Почта»
- Добрый день, ребята, я – Кнопочка, работаю на почте. Для вас пришли телеграммы. Кто их отправил, я не знаю. Помогите узнать, от кого они, из какого рассказа Николая Носова этот герой.
1) «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное. И я его очень люблю» (Мишка из рассказа «Дружок»)
2) «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?» (Вадик из «Живой шляпы»)
3) «Горка получилась хорошая, скользкая!» (Котька из «На горке»)
4) «А я однажды купался в море, и на меня напала акула. А я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила» (Мишутка из «Фантазёров»)
-Хорошо, ребята, всё правильно! Получите в награду букву. До встречи!
3. Этап «Шляпа»
Знайка: - ребята, отгадайте, из какого рассказа этот диалог?
-Она жи-жи-живая.
-Кто живая?
-Шля-шля-шляпа.
-Что ты! Разве шляпы бывают живые? («Живая шляпа»)
Игры со шляпой:
1) «Кто первый возьмёт шляпу»
Дети стоят по кругу, шляпа в руках у ведущего. Звучит музыка. Ведущий танцует в середине, дети на своих местах. Музыка останавливается. Ведущий кладёт шляпу между двумя детьми. На счёт раз, два, три- беги, дети обегают по кругу, и кто первый успеет взять шляпу, тот побеждает и становится ведущим.
2) «Попади в шляпу» : каждому члену команды необходимо попасть в шляпу мешочком с песком.
Знайка: -Хорошо поиграли. А вот и награда – буква. Отправляемся дальше.
4. Этап «Бюро находок»
- Здравствуйте, ребята! Я – Винтик. В моей мастерской так много забытых вещей от моих друзей, что получилось бюро находок. Помогите мне определить, из каких рассказов Николая Носова потерялись предметы.
1) Нитки, иголка, ткань – «Заплатка»
2) Пистолет – «Саша»
3) Фуражка – «Милиционер»
4) Свисток – «Карасик»
5) Книга «Три поросёнка» - «Затейники»
6) Удочка – «Огурцы»
-Здорово вы справились с заданием. Вот вам приз – буква. До свидания!
5. Этап «Грамотеи» (проводит Знайка)
1) Игра «Четвёртый – лишний» :
Брюки, швейная машинка, иголка, нитки («Заплатка»);
Милицейский свисток, рыбка, конфета, кот («Карасик»);
Бобка, одеяло, стол, серый волк («Затейники»);
Лестница, Москва, каша, станция («Метро»);
Пистолет, сёстры, милиционер, огурцы («Саша»);
Охотник, Бобик, Барбос, дедушка («Бобик в гостях у Барбоса»)
2) Игра «Составь название» :
-Вот буквы и слоги. Из них можно составить названия рассказов Николая Носова. Пока играет музыка вы бегаете врассыпную. Музыка останавливается. Вы, ребята, выстраиваетесь так, чтобы получилось название рассказов: «Огурцы», «Телефон», «Фантазёры», «Затейники».
- Ура! И с этим заданием вы справились. Получите букву. Продолжаем двигаться дальше.
6. Этап «Театр»
-Добрый день, ребята! Я – Пончик. Очень люблю театр! А вы можете показывать представление?
Дети инсценируют отрывки из рассказов Н. Носова :
1) «Бобик в гостях у Барбоса»
-Тебе хорошо живётся! У тебя всё есть.
-Да! Я живу хорошо. Что хочу, то и делаю.
-А тебе разрешает дедушка?
-Что мне дедушка! Подумаешь! Эта кровать моя.
-А где же дедушка спит?
- Дедушка там, в углу, на коврике. Здесь всё моё! И стол мой, и буфет мой, и всё, что в буфете, тоже моё!
-А для чего тут плётка?
- Плётка? Это для дедушки. Если не слушается, я его плёткой.
- Это хорошо!
Знайка: - Врёт герой про свою жизнь, а какой фразеологизм подходит к этой ситуации? (Рассказывать сказки; зарапортоваться; вешать лапшу на уши, врать как сивый мерин)
2) «Живая шляпа»
- Я ухожу!
- Куда?
- Пойду к себе домой.
- Почему?
- Шляпы боюсь! Я первый раз вижу, чтобы шляпа по комнате ходила.
- А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
- Ну пойди посмотри.
- Пойдём вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я её клюшкой тресну!
- Постой, я тоже клюшку возьму.
- Да у нас другой клюшки нет.
- Ну, я возьму лыжную палку. Пусть только подлезет поближе, бродяга такая!
Знайка: -А здесь какие фразеологизмы уместны? (у страха газа велики; страх за душу берёт; на свой страх и риск; от страха душа ушла в пятки; превозмогая страх; глаза боятся, а руи делают)
3) «Мишкина каша»
- А вода где?
- Вода…там, в колодце.
- Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?
- И ведро в колодце.
- Упустил?
- Упустил…
- Ах ты, размазня! Ты что ж нас уморить голодом хочешь? Чем теперь воды достать, чтобы кашу сварить?
- Чайником можно.
_ Чайником можно, только верёвка нужна. Давай верёвку.
- А её нет…
- Где же она?
- Ну… в колодце.
- Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?
- Ну да.
Знайка:- Какой фразеологизм нам поможет в этой ситуации? (Руки-крюки; голова садовая)
4) «Фантазёры»
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть.
- А я море мог переплыть!
- Подумаешь – море! Я океан переплывал.
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу, разучился.
- А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на береги пошёл домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла!
Знайка: - Какие ещё фразеологические обороты о вранье вы можете вспомнить? (врать как по писанному; наврать с три короба, лить колокола; отлить пулю).
Пончик: - Правильно, ребята, вы справились и с этой трудной задачей. Получайте букву. В путь!
7. Этап «Художники».
- Добрый день, ребята, рад вас видеть. Я – Тюбик, всегда рисую. А вы любите рисовать? Предлагаю вам спеть песню Гладкова про пейзаж, натюрморт, портрет. Пойте и вместе со мной выполняйте движения (дети под музыку поют и выполняют движения).
- У меня для вас задание: соберите картинку из пазлов и вы узнаете, какой герой написал вам письмо (дети собирают).
-Молодцы! Красивая картина! Вот вам в награду буква.
Знайка: - Ребята, давайте из наших букв-подсказок выложим имя этого человечка! (Дети выкладывают слово НЕЗНАЙКА).
III Финиш.
Звучит весёлая музыка. Появляется герой – Незнайка с подарком:
- Здравствуйте, а вот и я! Спасибо, ребята, что помогли мне появиться в детском саду «Солнышко». Вы хорошо справились со всеми заданиями. В подарок вам книга Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». До новых встреч!