Наталья Диденко
Литературная викторина «Путешествие по сказкам» для детей старшей группы
Путешествие по сказкам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Незабудка»
Литературная викторина для детей старшей группы
"Путешествие по сказкам"
Подготовила: Диденко Н. В., воспитатель
старшей группы № 4, МБДОУ «Детский сад № 14»
г. Саров,
2020 г.
Публикация «Литературная викторина „Путешествие по сказкам“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Литературная викторина для детей старшей группы
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о сказках.
Задачи:
1. Вспомнить и уточнить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказках, показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать и обогащать словарный запас детей, активизировать речь и детское чтение.
3. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Предварительная работа: Чтение различных сказок, беседы по их содержанию, просмотр мультфильмов, выставка книг со сказками. Оборудование: Презентация, 2 плаката с названиями команд, призовые фишки, атрибуты для подвижной игры «Кот в сапогах» (кегли – 6 штук, 2 пары сапог большого размера, 2 кроссворда, 2 игры «разрезные картинки», медали на всех детей, маски для драматизации сказки «Теремок» (мышка, зайка, лиса. волк, медведь,, аудиозапись музыки «В гостях у сказки».
Ход викторины:
Ведущий: Посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения, вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Путешествие по сказкам» Викторина состоит из конкурсов. Правила конкурсов очень просты. Я задаю вопрос одной из команд. Кто знает ответ, поднимает руку. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника или неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Если ответ неверный или у команды нет ответа, тогда право ответа переходит к другой команде. Выкрики не засчитываются.
За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Команде, собравшей большее количество жетонов, вручаются медали. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали.
Для проведения викторины нам необходимо поделиться на две команды, а жюри будет внимательно наблюдать за ходом нашей игры.
1 Команда: «Знайки» - Девиз: «Чтоб Незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить!»
2 Команда: «Почемучки» - Девиз: «Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю, книгу в руки я возьму, и ответ узнаю!»
1 конкурс Разминка «Знатоки русских сказок».
Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Знатоки русских сказок».
В этом конкурсе команды будут отвечать по очереди. Начнем с команды «Знайки».
Я произношу задание, кто знает - поднимает руку. В каких сказках звучат такие слова. -- «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!»… (Сказка «Заюшкина избушка»). - «Вот вам, дети, по стреле и стреляйте на заре. Где стрела то упадет, там и счастье ваше ждет!»… Сказка «Царевна-лягушка». - «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе, красная?»… (Сказка «Морозко»). - -«Влезь мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано»(Сказка «Хаврошечка»). - «Несет меня лиса за темные леса, за синие горы. Котик – братик, спаси меня»(Сказка «Кот, лиса и петух»). - «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»(Сказка «Колобок»)
2 конкурс. «Ты мне – я тебе».
Дети, отрывая по одному лепестку ромашки, задают вопросы другой команде.
1. На сметане мешён,
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила,
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке,
Ухватились все так прочно!
Победит упрямицу дружный общий труд.
Так засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Человек немолодой,
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
5. В шляпе синенькой мальчишка,
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
6. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
7. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
8. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
9. Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка.)
10. Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы.
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня! (сказка «Гуси-лебеди»)
11. Невод в море я кидал,
Рыбку волшебную поймал. (Дед из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)
12. Она у деда с бабкой жила, И яичко им снесла.
Но яичко не простое,
А настоящее – золотое! Сказка «(Курочка – ряба»)
13. Грустно дед и бабка жили.
И дочурку себе слепили.
Она всегда им помогала,
Только вот огня избегала. (Снегурочка из сказки «Снегурочка»)
14. У него избушка тёплая - лубяная,
А у лисоньки ледяная.
Захотелось плутовке в тепле пожить.
И решила она хозяина выгнать. (Зайка и сказки «Заюшкина избушка»)
15. Девочка красивая,
Мачехой нелюбимая.
На бал случайно попала,
И туфельку там потеряла. (Золушка из сказки «Золушка»)
16. Он умеет мяу говорить.
Лучшим другом может быть.
Хозяину своему он помогает,
И людоеда смело съедает! (Кот из сказки «Кот в сапогах»)
17. Девочка красавица,
В лес попала.
Семь гномов она,
В лесу повстречала. (Белоснежка и сказки «Белоснежка и семь гномов»)
18. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне,
И женился на царевне. (Емеля из сказки «По щучьему веленью»)
(Дети получают жетоны за правильный ответ). Хороводная игра «Теремок» (дети идут по кругу взявшись за руки, изображая теремок, дети-звери по очереди подбегают к теремку, ведут диалог и заходят в круг)
3 конкурс «Отгадай кроссворд» От каждой команды приглашаются по три ребенка и одному взрослому. Кроссворд для команды «Знайки»
1. Повертикали. 1. Персонаж сказки «Лиса и заяц» (петух) 2. Детский писатель и художник. (Чарушин) 3. Автор рассказа «Ступеньки» (Носов) 4. Нанайская народная сказка. (Айога) 5. Автор рассказа «Золотой луг» (Пришвин). По горизонтали 1. Русская народная сказка, один из героев которой медведь. (Теремок) 2. Имя мальчика из рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Ваня) 3. Как зовут героя сказки, о котором говорится в приведенном отрывке? И горы встают перед ним на пути, И он по горам начинает ползти, А горы всё выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые тучи (Айболит) Кроссворд для команды «Почемучки»
1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)
2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)
3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)
4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)
5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)
6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).
4 конкурс «Исправь ошибку»
- «Петушок Ряба»,
- «Даша и медведь», - «Волк и семеро ягнят»,
- «Утки-лебеди»,
- «Лисичка с каструлькой»,
- «Лягушкина избушка»,
- «Царевна Индюшка»,
- «Мальчик с кулачок».
5 конкурс «Играем в сказку»
В этом конкурсе вам нужно назвать героев сказки по порядку.
-Задание для первой команды.
Сказку «Репка» вспомните, и героям помогите.
Репку надо доставать. Кто, за кем, где должен встать?
-Задание для второй команды.
Эта сказка «Теремок»,
Он не низок. невысок, И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
6 конкурс. «Волшебные предметы».
Вы знаете, что у сказочных героев бывают волшебные предметы, помогающие им творить волшебство. Ведущий называет волшебные предметы, или волшебные слова, а дети называют обладателя этого волшебства.
Вопросы:
• Ступа и метла. (Баба-Яга)
• «По щучьему велению, по моему хотению… (Емеля)
• Волшебная палочка. (Фея из сказки «Золушка»)
• Сапоги скороходы. (Кот в сапогах)
• Волосы из бороды. (Старик Хоттабыч)
• Цветик - семицветик (Женя, сказка «Цветик - семицветик»)
Молодцы все ребята, сколько вы всего знаете! Даже нашли хозяев для волшебных предметов! Получают жетоны.
Разминка: «Игра – эстафета «Кот в сапогах»
Сейчас все превращаемся в кота из сказки «Кот в сапогах». Сапоги устанавливаются на линии старта. Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и быстро добежать до финиша. Кот в сапогах обладал хорошими манерами. На пути следования три кегли, пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться и совершить поклон, красивый и оригинальный. Итак, добежав до финиша и сделав на пути три поклона, участник возвращается и отдает сапоги следующему. И так вся команда. Команда-победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем.
7 конкурс. «Угадай-ка».
Ребята, сейчас я буду говорить словами героев сказок, а вы должны отгадать, кто это сказал и в какой сказке. За полный ответ вы можете получить 2 жетона: один жетон за название героя, и один жетон за название сказки. Будьте внимательны (если нет ответа у команды, может ответить другая команда).
Вопросы:
1. «…Ну что же ты,простофиля, попросил у рыбки корыто! Возвращайся обратно к синему морю»
(Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»)
2. «…Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!»
(Колобок из сказки «Колобок»)
3. «… Ой, детушки, ой ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Это я пришла, молока принесла…»
(Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)
4. «…Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое».
(Курочка Ряба из сказки «Курочка Ряба»)
5. «- Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно» (Лягушка из сказки «Лягушка - Путешественница»)
6. «…Щас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
7. «- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком…»
(Курочка из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»)
8. «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем шкурку лягушачью сжёг! Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного»
(Лягушка из сказки «Царевна - лягушка»)
9. «- Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе тогда все расскажу» (Девочка Даренка из сказки «Серебряное копытце»)
10. «…Ловись, рыбка большая и маленькая, ловись, рыбка большая и маленькая.»
(Волк из сказки «Волк и лиса»)
Ребята отвечают на вопросы и получают жетоны за правильный ответ.
8 конкурс: Сложи мозаику.
В конкурсе принимают участия по три ребенка из каждой команды. Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К. И Чуковского. Кто быстрее соберет, тот получает жетон, если команда называет писателя и название произведения фрагмента – картинки, то получает еще один жетон.
Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки. Наша викторина подходит к концу.
Подведение итогов. Подводятся итоги игры, награждаются медалями. Все участники игры-викторины получают утешительные призы.
Ведущий: В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них,
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро на веки побеждает зло.
Литература : 1. Журнал «Ребенок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», №1 2011г., стр. 46 2. Журнал «Ребенок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», №2 2011г., стр. 26 3. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-rol-domashnego-chteniya-v-vospitanii-i-razvitii-doshkolnika-3702399.html 4. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-rol-domashnego-chteniya-v-vospitanii-i-razvitii-doshkolnika-3702399.html