Наталья Шапорева
Лингвистические основы развития речевой деятельности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь это один из видов общения, которое необходимо людям в их
совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. [Львов, 1985, с. 176].
Речь - способность говорить, говорение. [С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка, 2015]
Речь деятельность человека, использующего язык в целях общения выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочее. Речь не только процесс, но и результат: речевые тексты, устные или письменные книги, рассказы, песни и прочее. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. Речь материальна, она воспринимается органами чувств. Она конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна, и устремлена к неопределенной цели, она обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна. [Ладыженская, 1991, с. 312].
Публикация «Лингвистические основы развития речевой деятельности младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развитие речи учащихся процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи её восприятия и выражения своих мыслей. Процесс развития речи протекает в дошкольном, школьном возрасте и у взрослого.
Основными условиями успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей являются:
потребность общения, выражения мысли;
наличие речевой среды, питающей развивающую речь школьника языковыми средствами;
наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи;
овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирование речи, подчинение ее изученным правилам, овладение культурой речи. [Львов, 1985, с. 176].
Современная школа уделяет большое внимание развитию мышления в процессе обучения. Развитие речи неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Развитие речи может протекать стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.
Во-первых, это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного.
Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах, что представляет собой огромный объем материала, сотни новых слов и словосочетаний, синтаксических конструкций. Работа по развитию речи должна проходить системно, планомерно, материал должен дозироваться четко и определенно.
Во-вторых, в школе учащиеся овладевают чтением и письмом, что представляют речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей.
Третья область работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один обучающийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей [Львов, 1985., с. 5].
Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Она разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений, это как бы разговор с самим собой. В школе детей приучают подготавливать свои высказывания на уровне внутренней речи, в уме. Такая мыслительная подготовка повышает качество внешней речи школьников, совершенствует речевые умения и навыки.
Внешняя речь это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели.
Внешняя речь бывает диалогической и монологической.
Диалог это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных предложений. В процессе диалога используются вспомогательные средства речи, передающие то, что трудно выразить словами: жесты, мимика, интонация. Отработка всего этого входит в круг задач методики речевого развития обучающихся.
Монолог это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы. Монологическая речь не может быть стихийной, она всегда организована [Львов, 1985, с. 176].
В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому она должна отвечать определенным требованиям:
1. Правильность это соблюдение норм современного литературного языка грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
2. Ясность это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
3. Чистота свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
4. Точность значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
5. Выразительность умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
6. Произносительная сторона речи включает в себя хорошую дикцию, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить выразительно.
7. Содержательность – говорить можно хорошо только лишь о том, что знаешь. Только тогда рассказ будет интересен, полезен, будет передаваться обдуманными мыслями, искренними переживаниями [Львов, с. 8].
Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. В связи с эти перед современной системой начального образования стоят следующие задачи, направленные на развитие речи учащихся :
обеспечение хорошей речевой среды для обучающихся (восприятие речи взрослых, чтение художественной литературы);
обеспечение создания речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи обучающихся, развитие их интересов, потребностей и возможностей самостоятельной речи;
обеспечение правильного усвоения обучающимися лексического запаса, применение его в своей речи, формирование конкретных умений в области развития речи [Федеральный государственный, 2011].
Таким образом, развитие речи ребенка следует начинать с работы над расширением круга его представлений, впечатлений, что в свою очередь повлечет за собой потребность ребенка в словах, в речевых средствах, которыми можно обозначить, описать наблюдаемые им предметы и явления.
Речь это сложный многоуровневый процесс. Рассмотрев его лингвистические основы, учитывая процесс можно грамотно организовывать работу по развитию речи на уроках литературного чтения.