Папки-передвижки

Лингвистические основы развития речевой деятельности младших школьников

Наталья Шапорева
Лингвистические основы развития речевой деятельности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Речь это один из видов общения, которое необходимо людям в их

совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. [Львов, 1985, с. 176].

Речь - способность говорить, говорение. [С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка, 2015]

Речь деятельность человека, использующего язык в целях общения выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочее. Речь не только процесс, но и результат: речевые тексты, устные или письменные книги, рассказы, песни и прочее. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. Речь материальна, она воспринимается органами чувств. Она конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна, и устремлена к неопределенной цели, она обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна. [Ладыженская, 1991, с. 312].

Публикация «Лингвистические основы развития речевой деятельности младших школьников» размещена в разделах

Развитие речи учащихся процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи её восприятия и выражения своих мыслей. Процесс развития речи протекает в дошкольном, школьном возрасте и у взрослого.

Основными условиями успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей являются:

потребность общения, выражения мысли;

наличие речевой среды, питающей развивающую речь школьника языковыми средствами;

наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи;

овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирование речи, подчинение ее изученным правилам, овладение культурой речи. [Львов, 1985, с. 176].

Современная школа уделяет большое внимание развитию мышления в процессе обучения. Развитие речи неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Развитие речи может протекать стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Во-первых, это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного.

Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах, что представляет собой огромный объем материала, сотни новых слов и словосочетаний, синтаксических конструкций. Работа по развитию речи должна проходить системно, планомерно, материал должен дозироваться четко и определенно.

Во-вторых, в школе учащиеся овладевают чтением и письмом, что представляют речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей.

Третья область работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один обучающийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей [Львов, 1985., с. 5].

Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Она разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь это речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений, это как бы разговор с самим собой. В школе детей приучают подготавливать свои высказывания на уровне внутренней речи, в уме. Такая мыслительная подготовка повышает качество внешней речи школьников, совершенствует речевые умения и навыки.

Внешняя речь это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели.

Внешняя речь бывает диалогической и монологической.

Диалог это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных предложений. В процессе диалога используются вспомогательные средства речи, передающие то, что трудно выразить словами: жесты, мимика, интонация. Отработка всего этого входит в круг задач методики речевого развития обучающихся.

Монолог это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы. Монологическая речь не может быть стихийной, она всегда организована [Львов, 1985, с. 176].

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому она должна отвечать определенным требованиям:

1. Правильность это соблюдение норм современного литературного языка грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

2. Ясность это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

3. Чистота свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

4. Точность значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

5. Выразительность умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

6. Произносительная сторона речи включает в себя хорошую дикцию, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить выразительно.

7. Содержательность – говорить можно хорошо только лишь о том, что знаешь. Только тогда рассказ будет интересен, полезен, будет передаваться обдуманными мыслями, искренними переживаниями [Львов, с. 8].

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. В связи с эти перед современной системой начального образования стоят следующие задачи, направленные на развитие речи учащихся :

обеспечение хорошей речевой среды для обучающихся (восприятие речи взрослых, чтение художественной литературы);

обеспечение создания речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи обучающихся, развитие их интересов, потребностей и возможностей самостоятельной речи;

обеспечение правильного усвоения обучающимися лексического запаса, применение его в своей речи, формирование конкретных умений в области развития речи [Федеральный государственный, 2011].

Таким образом, развитие речи ребенка следует начинать с работы над расширением круга его представлений, впечатлений, что в свою очередь повлечет за собой потребность ребенка в словах, в речевых средствах, которыми можно обозначить, описать наблюдаемые им предметы и явления.

Речь это сложный многоуровневый процесс. Рассмотрев его лингвистические основы, учитывая процесс можно грамотно организовывать работу по развитию речи на уроках литературного чтения.

Публикации по теме:

«Обучение младших школьников исследовательской деятельности». Выступление на педсовете Слайд 1 «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – сфера, где.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лингвистические основы развития речевой деятельности младших школьников
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 19:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лингвистические основы развития речевой деятельности младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шапорева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД