ирина марина
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
Подготовила старший воспитатель
Чигинева И. В.
Воспитатель сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника.
В. И. Даль
Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.
Публикация «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников» размещена в разделах
Сегодня воспитание ребенка обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. Основная и очень ответственная задача детского сада – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
В связи с введением ФГОС перед педагогами дошкольного образования, возникла проблема смены способов общения и взаимодействия с ребенком. Взрослый в общении с детьми сегодня придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности.
Реализуя личностно-ориентированный подход, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность.
Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность).
Совместная деятельность выстраивается следующим образом:
• Совместное выявление проблемы, интересующей детей;
• Совместное определение цели деятельности детей;
• Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;
• Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;
• Обсуждение полученного результата, хода совместной деятельности, обсуждение успехов, выяснение неудач.
В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ориентированные на личностное развитие ситуации : ситуации успеха, ситуации, обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т. д., предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность.
Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Личностно-ориентированный подход (личностно-ориентированная технология) предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
- обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, обнимать и т. д;
- стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывать их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;
- слушать детей внимательно и уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;
- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта;
- разговаривать с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз»;
- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;
- знакомя детей друг с другом, называть их имена, ласково поглаживать рукой ребенка руку сверстника, проявлять положительные эмоции, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;
- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждать детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игр;
- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.
Работая длительное время с детьми:
- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
- учить разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям;
-служить примером спокойного общения: разговаривать с детьми спокойным, но не монотонным голосом.
В ходе воспитательно-образовательного процесса :
- учитывать возрастные возможности и интересы детей;
- организовывать образовательную деятельность в форме совместной игры;
- откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;
- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставлять участвовать в них всех детей;
- организовывать игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;
- стараться пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагая и обсуждая с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;
- проявлять интерес к самостоятельной игре детей, выражать одобрение, радоваться находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
- помогать разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла,
- чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
- порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к его личности;
- порицая действия ребенка, предлагать образец желаемого действия или средства для исправления ошибок;
-отмечать новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращать внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не сравнивать с достижениями других детей, а лишь с его собственными;
- намеренно создавать ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха.