Захарова Екатерина Геннадьевна
Особенности ведущего типа восприятия информации как критерий индивидуального подход в обучении и воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему: "Особенности ведущего типа восприятия информации, как критерий индивидуального подхода в обучении и воспитании дошкольников".
Репрезентативная система – это особенность восприятия и переработки информации человеком.
В мозг человека постоянно поступает информация через все доступные органы чувств: мы можем видеть слышать, ощущать тактильно, чувствовать вкусы и запахи. Люди по-разному воспринимают и запоминают одну и ту же информацию по причине того, что у каждого из нас есть ведущий канал восприятия.
Публикация «Особенности ведущего типа восприятия информации как критерий индивидуального подход в обучении и воспитании дошкольников» размещена в разделах
Каналов всего четыре:
1. аудиальный;
2. визуальный;
3. кинестетический;
В ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Реализация данного принципа возможна с учётом типа репрезентативной системы.
Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и необычные предметы.
Как определить, какой тип восприятия у ребенка?
Необходимо просто понаблюдать за ребенком, задать некоторые вопросы его родителям.
1. Дети-визуалы воспринимают мир в основном при помощи зрительных впечатлений. Им важно все рассмотреть.
Новая игрушка надолго привлечет его внимание. Дети-визуалы любят рассматривать книжки с яркими картинками, а не слушать сказку.
Многие из них будут обращать внимание, и помнить, как одеваются дети в садике, что они рассматривали с воспитателем на прогулке.
Любимое занятие – рисование, складывание пазлов, вырезание из цветной бумаги, лепка. Предпочитают деятельность в одиночку.
Занятия и игры основаны на взаимодействии глаз и рук. Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы видели» и проч. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает.
2. Дети - аудиалы познают окружающий мир через звуки, они раньше других начинают говорить, имеют большой словарный запас, до мельчайших подробностей помнят, кто, что, где, когда и как сказал; с легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица.
Такие малыши любят слушать музыку, аудиозаписи сказок, вести разговоры, что-то обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать - дети-аудиалы очень общительны.
Они могут придумывать различные истории и игры (однако при этом сами не любят участвовать в подвижных играх). Аудиалы могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием (например, им тяжелее дается поиск различий на картинках, не всегда получается ловко залезать на горку, быстро и долго бегать, поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
В речи они часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо. С легкостью запоминают то, что слышат. Однако легко отвлекаются на звуки. Полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно предложить комментировать то, что он делает.
3. Познание мира детьми-кинестетиками происходит с помощью прикосновений, движений. У них хорошо развита моторика, они много двигаются. Такие малыши любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом.
Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками» - любят все трогать, ощупывать. Ничего страшного, что игрушки таких малышей недолговечны - разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом.
Очень привязаны к маме, долго не слезают с рук, любят забираться на колени, обниматься. Поэтому таких детей надо чаще ласкать, прижимать к себе, и как можно меньше употреблять любимую большинством родителей фразу «Не трогай!».
В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно», «жарко», «мягко», «больно». С трудом кон-центрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь.
В ходе непосредственно образовательной деятельности или игрового сеанса не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно, таким детям следует давать моторную разрядку.
С трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.