Анна Симененко
Личностно ориентированный подход к воспитанию в условиях Дома ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированный подход к воспитанию в условиях дома ребёнка.
Проблема личностно-ориентированного подхода является одной из главных проблем в современном воспитании. Каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии своих возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Публикация «Личностно ориентированный подход к воспитанию в условиях Дома ребёнка» размещена в разделах
В дошкольном возрасте предметом личностно-ориентированной педагогики является формирование эмоционально-положительного отношения к себе, гордости за свои успехи и достижения, интереса к окружающим, инициативности, активности, самостоятельности, целеполагания и целеустремленности, развития самосознания.
Необходимость реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании в условиях дома ребёнка одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в домах ребёнка такой атмосферы, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ребёнок, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями.
Дефицит непосредственного эмоционального общения ребенка с близкими взрослыми, особенно с матерью, оказывает отрицательное влияние на его психическое развитие. Под влиянием недостаточного или нарушенного общения дети становятся пугливыми, безынициативными, нелюбознательными, что является характерной особенностью воспитанников дома ребенка. Эти дети испытывают трудности в процессе восприятия. Наблюдаются недостатки всех видов памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, дети испытывают сложности при ориентировке в пространстве и во времени. Речь детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, качественно отличается от речи их сверстников, живущих в семьях: бедный словарный запас (особенно активный). Игровая деятельность детей несет на себе печать своеобразия: им трудно дается ролевая игра (дети не в состоянии взять на себя роль - переходят от одной роли к другой или начинают осуществлять манипулятивную деятельность).
Около трёх лет наш дом ребёнка работает по проекту «Как дома». Цель проекта - комплексное изменение работы дома ребёнка для сохранения психического здоровья детей и предоставление им возможностей для полноценного развития и роста. Постоянные группы, в которые входят дети разного возраста, дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды, постоянные воспитатели, «Семейный» час, во время которого близкий взрослый и дети собираются вместе - такую модель построения жизни в доме ребенка помогает внедрять проект «Как дома».
Мы, воспитатели, являемся для детей близкими взрослыми и формируем в детях чувство привязанности к членам «семьи». Педагогический процесс мы строим на основе принципов «Забота с уважением». Все эти принципы опираются на личностно-ориентированную модель построения педагогического процесса. Многие взрослые под заботой о ребёнке понимают лишь только то, что бы была чистая одежда, и чтобы он был сыт. В связи с этим упускаются важные моменты для полноценного развития ребёнка. Так всё-таки, что же нужно нашим детям? Что представляют собой принципы «Забота с уважением», предложенные Эмми Пиклер?
1. Свобода движения и игры. Ребёнок не должен находиться в замкнутом пространстве, ему необходимо место и время для самостоятельного изучения окружающего мира. В работе с детьми младенческого возраста следует избегать частого использования больших манежей, которые ограничивают свободу движений и игры.
2. Безопасность пространства. Свободное пространство должно быть безопасным. Взрослый должен обеспечить этот принцип, не устраняясь от процесса взаимодействия с ребёнком, но и не навязывая ему своё поведение.
3. Безопасность и предсказуемость поведения взрослого. Для ребёнка, проживающего в доме ребёнка, особенно важно находиться в предсказуемой среде, где взрослые не просто выполняют действия, а объясняют, что происходит, чего ждать в дальнейшем. В жизни много перемен. День, ночь, лето, зима. Важно с первых дней сообщать ребёнку о переменах : я включу свет, я пойду в ванную, я хочу взять тебя на руки. И если в первое время ребёнок будет игнорировать эти сообщения или протестовать, то со временем он начнет осознавать предстоящие перемены и готовиться к ним. Реализация этого принципа позволяет серьезно снизить уровень стресса у детей, и, как следствие, облегчит работу персонала в группе, так как снизится уровень сопротивляемости детей к действиям взрослых.
Очень важно: не брать со спины; ничего не делать с ребёнком без предупреждения; всегда предупреждать о предстоящих событиях (визиты, поездки, осмотры, процедуры); говорить правду о предстоящих событиях - прием лекарства, болезненные процедуры, расставание и т. д.); при уходе за ребёнком, в режимных мероприятиях не стоит действовать руками ребёнка. Делая попытку помощь, научить, показать как правильно, мы на самом деле вредим ему. Если всё же необходимо поддержать руку ребёнка, например, при кормлении, скажите ему: «Я сейчас возьму твою руку и буду немного придерживать её, чтобы ты мог съесть суп».
4. Бережное отношение к телу ребёнка. Тело – это то, через что ребёнок познает окружающий мир, сила воздействия на него, периодичность, воздействия, а так же его характер, во многом определяют психологическое состояние маленького воспитанника.
5. Предоставление ребёнку времени. Очень важно дать ребёнку время на понимание ситуации, на подготовку к предстоящему событию, на анализ ваших слов и переход к действию, ребёнку всегда нужно больше времени, чем взрослому. Если первый раз ребёнку сложно понять и осознать, что от него хочет взрослый, то через несколько повторений он сам с радостью будет выполнять то или иное действие. Особенно легко процесс пойдёт если ребёнок после каждого ожидаемого действия будет получать эмоциональное поощрение.
Общение должно быть честным, какой бы болезненной для нас, взрослых, не казалась ситуация. Успокаивая ребёнка неправдой, мы успокаиваем только себя и не даём возможности ребёнку проявлять свои эмоции. Не прочувствованные, не выплеснутые эмоции остаются в теле наших детей. И самое главное: нам, взрослым, нужно больше наблюдать за детьми и чаще брать таймауты, а не вторгаться в детскую, ранимую душу. Ведь наши слова - опора для наших детей.
Так же не маловажны в нашей работе алгоритмы кормления и одевания, которые помогают нам организовать и провести режимный момент с учетом индивидуальных особенностей детей, их умений, личного темпа.
Проект работает не так давно, но уже видно как изменились дети, как положительно сказывается личностно- ориентированная модель воспитания : дети почувствовали свою значимость, уважение взрослого к себе, взаимодействие на равных, на основе сотрудничества и доверительных отношений. Всё это приближает к полноценному физическому и психическому развитию детей.
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но получит ли каждый человек посильное развитие, достигнет максимально возможного уровня, найдет занятие по душе и свое место в жизни, станет свободной творческой личностью, достойно проживет свою жизнь, зависит от сплочённой работы специалистов дома ребенка. Всех детей нужно любить, уважать и создавать максимальные условия для свободного творческого формирования личности.
Литература
1. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2014.
2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. – М. : Высшая школа, 2013.
3. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник. Издательство «КноРус». – 2013.