Гулия Кадаева
Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Краеведческое воспитание - новое направление экологического образования, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Очень важно вести работу по экологическому воспитанию с учетом краеведческого аспекта, так как понимание связей, существующих в окружающем мире, доступно дошкольникам на материале, который их окружает: уголок природы детского сада, уголок природы на территории двора, в котором живет ребенок, природа родного края. В соответствии с ФГОС ДО знакомство с природными памятниками родного Хайбуллинского района отражено в вариативной части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса. В ней отражена специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная и лесная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами и полезными ископаемыми нашего района и животным миром, в доступной форме узнают о родной природе, о природных памятниках Хайбуллинского района: заказнике «Шайтантау», «Таштугайские горы», «Каин-Кабак», «Сукракские вишарники», «Великовозрастная лиственница», поймы реки Макан, пещера Кутур-батыра, столетней лиственнице вблизи деревни Юлбарсово и др. Это богатейшая эколого – образовательная среда для воспитания любви к природе, патриотизма, роста экологической культуры. Находясь на такой ценной территории, которая может служить экологической школой для детей всех возрастных категорий, немаловажно вести работу по формированию у ребенка любви к родной природе, воспитанию эмоционально – положительного отношения к местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающего мира, желания узнать больше об особенностях природы родного края. Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. С этой целью в нашем детском саду разработан эколого – краеведческий путеводитель по природным памятникам Хайбуллинского района, дающая возможность познакомить дошкольников и их родителей с богатством природы родного края.
Публикация «Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Цель:
Формировать краеведческое мировоззрение, реальные представления у дошкольников об экологических системах края, осознанного отношения к своей малой Родине.
Задачи:
1. Углубить представления воспитанников о родном крае, о малой родине;
2. Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, проектирования, экспериментальной работы;
3. Углубленное изучение природы, экологии края и использование полученных знаний и умений в повседневной жизни.
4. Привлечь внимание к природному, историческому и культурному наследию нашего района.
В работе использованы архивные материалы, ресурсы интернета, а также богатый материал районного историко-краеведческого музея.
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания, создание эколого - краеведческого путеводителя предусматривало современные подходы и технологии, которые помогают педагогам привлечь детей и родителей к вопросам охраны природы, знакомят с уникальными природными и культурными объектами Хайбуллинского района.
Для того, чтобы вовлечь детей в познавательную краеведческую деятельность по живописным местам района, совместно с родителями были организованы поездки на Таштугайские горы, в деревню Юлбарсово, к великовозрастной лиственнице. А также были организованы виртуальные экскурсии (фото и видео презентации) в Сукракские вишарники и заказник Шайтан - тау, разработанные педагогами ДОУ. Это вызвало у детей огромное восхищение и желание вернуться сюда вновь.
Посетив природные памятники, были организованы фотогалерии, выставки рисунков и поделок из природного материала, созданы макеты Таштугайских гор, заказника Шайтан – тау, Великовозрастной лиственницы.
В образовательной деятельности в игровой форме закрепили у детей представления о птицах, растениях и животных этих местностей, занесенных в Красную книгу Республики Башкортостан. Используя метод моделирования, на примере обитателей природных памятников и экологической пирамиды формировали умения устанавливать причинно – следственные связи в природе.
С увлечением дети играли в дидактические игры: «Грибы, ягоды», «Зеленая аптека», «От какого дерева лист», «С какого дерева плод», «Что сначала, что потом»; в подвижные игры «Найди кустарник», «В лесу-лесочке», «В поле выросли цветы»; в сюжетно-ролевые игры «Поход в лес» и другие.
Дети знакомились с легендами о происхождении Таштугайских гор, стихами, рассказами писателей, поэтов – земляков, таким образом, воспитывая в детях умения видеть красоту родной природы.
Формированию эстетического отношения окружающему миру, развитию художественно-эстетических навыков способствовали такие виды художественного творчества как пластинография «Какая бывает вишня?», «Вишенка», «Птицы» аппликация на тему «Птицы Сукракского вишарника», рисование на тему «Вишенки», «Звери в лесу», «Деревья и кустарники», «Таштугайские горы».
С целью формирования экологической культуры и познавательного интереса к природе в рамках эколого – просветительской деятельности с родителями были организованы: экологический турнир с родителями «В союзе с природой», конкурс плакатов «Береги природу!» и экологические акции «Первоцветы», «Посади дерево».
В результате проделанной работы, создан эколого – краеведческий путеводитель, богатейший дидактический материал, Красная книга Хайбуллинского района, макеты памятников природы, разработана карта местности, педагогические проекты «Великовозрастная лиственница - уникальный памятник родного края», «Природный памятник Хайбуллинского района - заказник Шайтантау», «Путешествие по Таштугайским горам», «Сукракские вишарники», «Лесные жители Башкортостана».
При проведении итоговых мероприятий дети демонстрировали положительные результаты в изучении данного направления. Все формы работы (образовательная деятельность, экскурсии, экологические десанты, природоохранные мероприятия) способствовали совершенствованию экологической культуры детей, помогли формированию ответственного отношения к среде обитания и усвоению позитивного отношения человека к природе. При изучении природных памятников дети узнали интересные и познавательные факты о ее географии, флоре и об экологических проблемах и каждый ребенок почувствовал себя маленьким исследователем, с радостью и удивлением открыл для себя окружающий мир родного края!
Литература:
1. Научно – практический журнал «Управление ДОУ», 2014, № 9
2. Методика экологического воспитания дошкольников. С. Н. Николаева, 2001г
3. «Учитель Башкортостана» журнал, Уфа – 2006, № 8.