Елена Полякова
Личностно ориентированный подход в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно является новым, еще не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока.
От того, насколько быстро удастся найти подход к ребенку, сможем проникнуть в его желание, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях, -зависит течение и длительность адаптации. Будут ли дети ласковы, общительны, активны и спокойны или, наоборот, раздражительны, беспокойны, пассивны, целиком зависит от взаимоотношений, которые установятся с воспитателем.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Адаптационный период – серьезное испытание для малыша. Трудности адаптации и их причины изучались многими отечественными и зарубежными исследователями.
Е. И. Морозова отмечала «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании,а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка»
Чтобы избежать возможных осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
В нашей группе была использована система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей.
Важной составляющей этот системы было : психологическое обеспечение адаптационного процесса и личностно-ориентированного подхода к детям.
Задачами работы с детьми в период адаптации являются :
- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
Чтобы адаптация ребенка в ДОУ прошла успешно необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, уверенно, ощущать поддержку со стороны взрослых.
Ожидаемый результат:
Для детей: Обеспечение эмоционального благополучия, полноценного психического и физического развития детей в новых условиях детского сада.
Для родителей: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах адаптации.
Для педагогов: Поддерживание высокого уровня профессионализма в вопросах адаптации, ранней социализации детей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОРИЯТИЙ ПРОВЕДЕННЫХ В ГРУППЕ
- Прогностический (анкетирование, опрос, индивидуальные беседы).
Анкетирование родителей направлено на выявление социального статуса семьи, общей осведомленности об условиях, в которых воспитывается ребенок, его привязанностях, отношение родителей к детскому саду., влияние медицинских показателей на адаптацию и развитие ребенка в дальнейшем.
- Практический (памятки родителям, игры-занятия с детьми)
Наиболее эффективным методом работы с детьми является игровая терапия, проводимая как индивидуально, так и в групповой форме. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско- родительских отношений.
Особая роль уделяется семье.
Но не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка, и зачастую неумение родителей правильно воспитывать свое дитя – одна из причин дезадаптации. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Для того, чтобы дети адаптировались к условиям ДОУ быстрее и легче усилия воспитателя должны быть направлены не только на создание развивающей среды, но главное на обучение детей умению сотрудничать, на сближение их друг с другом.
Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.
То, как ребенок впервые в жизни адаптируется к новым условиям существования, к новому коллективу, накладывает отпечаток на то, как и на сколько легко в будущем он адаптируется к школьной, студенческой жизни, к рабочему коллективу. Насколько он будет коммуникабельным, насколько ему будет комфортно в новой жизни, нужно позаботиться в раннем детстве.
Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций.
Средней тяжести адаптация
Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.
Тяжёлая адаптация
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения
Адаптация в нашей группе в прошла в легкой и средней форме. Положительным является то, что дети младшего возраста привыкли к детскому саду безболезненно.