Юлия Макарова
Личностно-ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
▼ Скачать +Заказ
На коррекционно-развивающих занятиях реализуется комплексный подход, так как одновременно ведется работа над мимикой, развитием мелкой моторики и др.
Личностно-ориентированный подход к учащимся с речевыми нарушениями в начальной школе на коррекционно-развивающих занятиях
Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…» На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди, и педагоги, в том числе и учителя-логопеды.
Публикация «Личностно-ориентированный подход логопеда в коррекционной работе» размещена в разделах
В своей коррекционно-развивающей работе я использую личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка (учащегося – логопата, на сохранение и развитие доверия к миру (позитивное отношение к жизни, развитие индивидуальности и личности ребенка. Знания, умения и навыки в этой модели выступают средством достижения цели.
Учащиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью. У них отмечаются нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы, дефектное произношение некоторых звуков, недостаточная сформированность фонематических процессов, в результате чего возникают трудности овладения письмом и чтением, нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы, недостаточное развитие связной речи.
Кроме того, у учащихся с нарушениями речи отмечаются: неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие словесно-логического мышления, недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. И как следствие этого, у обучающихся имеют место трудности формирования учебных умений (планирование работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности).
В связи с этими особенностями обучающихся с речевыми нарушениями я определила следующие направления работы :
развитие звуковой стороны речи и коррекция дефектов произношения;
расширение лексического запаса;
формирование грамматического строя речи;
формирование связной речи;
развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
формирование полноценных учебных умений;
развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Свою работу я начинаю со сбора анамнеза, данных о раннем развитии ребенка, перенесенных заболеваниях, исследования неречевых психических функций, состояния звукопроизношения, изучения анатомических особенностей артикуляционного аппарата, речевой моторики, состояния дыхательной и голосовой функций, воспроизведения звуко-слоговой структуры слова, состояния фонематического восприятия, состояния фонематического анализа и синтеза, исследования лексики и грамматического строя экспрессивной речи, состояния связной речи и др. После логопедического обследования и определения логопедического заключения (диагноза) я провожу индивидуальные (2 раза в неделю) и подгрупповые занятия (2-3 раза в неделю) с учащимися.
На занятиях осуществляется непосредственно индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся. Проводится работа по развитию артикуляционной моторики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи, а также развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, например, при подготовке органов артикуляции к произношению свистящих звуков, учащиеся выполняют одни упражнения «Качели», «Горка», «Силач», «Паровоз», а при постановке шипящих звуков другие упражнения: «Маляр», «Лошадка», «Ковшик», «Вкусное варенье».
На коррекционно-развивающих занятиях реализуется комплексный подход, так как одновременно ведется работа над мимикой, развитием мелкой моторики и др. Учащиеся перевоплощаются в героев сказок, зверей, инопланетян. Таким образом, развивается воображение, творческая фантазия, ведется работа над интонационной выразительностью речи, укрепляется лицевая мускулатура.
На подгрупповых занятиях с учащимися проводится работа по закреплению звуков в речи, расширению словарного запаса, развитию связной речи, используются настольные игры, настенные плакаты и дидактические пособия по разным лексическим темам. В занятия включены задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, игры на развитие мелкой моторики с массажными мячиками и другими атрибутами, голосовые и дыхательные упражнения, дидактические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи.
Кроме того, для достижения положительных результатов используются упражнения образовательной кинезиологической программы «Брейн Джим» : «Лежащая восьмерка», «Слон», «Сова» и другие, которые очень нравятся детям и развивают их творческие способности. Кинезиология это лечение движением. Кинезиологические и кинезотерапевтические методы – это новые системы оздоровления.
«Брейн-джим» - это забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют общему развитию ребёнка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии. Это - наука об использовании тонуса определённых мышц в диагностике состояния человека и выборе методов коррекции. Она основана на использовании существующих в организме человека функциональных связей между тонусом мышц и соответствующими структурными, энергетическими и эмоциональными нарушениями.
Edu – Kineste (ЕК) – методика, помогающая учащимся повысить свой учебный потенциал посредством определенных телесных движений и усилий. С ее помощью можно добиться очень хороших результатов в интеллектуальной и эмоциональной сфере детей: это - устранение эмоционального дисбаланса, повышение работоспособности, успеваемости у учащихся.
Успех в учебе, достигнутый с помощью ЕК - это обучение, осуществляемое посредством нового структурирования движений и тех участков мозга, которые прежде были блокированы. Изменения в обучении и поведении учащихся часто настолько скоры и глубоки, что их нельзя не заметить. Упражнения помогают учащимся понять процесс восприятия информации и самовыражения, лучше использовать свой потенциал.
Сторонники упражнений «Брейн – джим» считают их самым действенным средством повышения качества жизни и учебы через радость от движений.
На логопедических занятиях я стараюсь уделять большое внимание развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, формированию черт гармоничной и незакомплексованной личности учащегося (дружбе, уважению, самоуважению, критичности самокритичности, оценке и самооценке).
Все коррекционные занятия ориентированы на психологическую защищенность обучающихся, их комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Созданы разные варианты проведения занятий с использованием литературных персонажей «Словознайкиным» и «Звукознайкиным», специально изготовленных сюжетов сказок на фланелеграфе и магнитной доске, элементов сюжетно-дидактических игр, с использованием предметных и сюжетных картин.
Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания обучающихся и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть то, что учащиеся-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
Такая организация занятий способствует развитию связной речи учащихся, положительного эмоционального состояния детей, поддержания интереса и внимания к изучаемой теме, а значит и эффективной результативности.
В заключении хотелось бы отметить, что очень важно на коррекционно-развивающих занятиях создавать ситуацию успеха и давать предвосхищающую положительную оценку учащимся с речевыми нарушениями, чтобы они поверили в свои силы и стали более уверенными, проявляли познавательную активность к языковым явлениям. При этом необходимо не забывать правило трёх «П» :
понимать,
принимать,
признавать
за детьми право быть такими, какие они есть.
Кроме перечисленных технологий, в своей работе я использую логопедический массаж, Су-Джок терапию, музыкотерапию, игры с моделями-символами и другие нетрадиционные методы, что позволяет мне добиваться высоких результатов. Ведь хорошо развитая речь ребенка является важным условием успешного обучения в школе.
Литература
Акименко В. М. Новые логопедические технологии. Ростов н/ Д: Феникс, 2008.-105 с.
Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей. Ростов н/ Д: Феникс, 2008.-110с.
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с