Цветкова Наталья
Познавательно-творческий проект «Лапоточки русские» для детей подготовительной группы
▼ Скачать +Заказ
Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы
«Лапоточки русские»
Актуальность проекта:
В преддверии Дня народного единства дети знакомились с культурными символами России (береза, балалайка, лапти, самовар, матрешка и т. п.). Очень большой интерес у детей вызвали лапти. Что же это за обувь такая, как ее делали, как носили? Поэтому было решено провести познавательно-творческий проект «Лапоточки русские».
Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели.
Цель проекта:
Познакомить детей со старинной традиционной русской обувью.
Задачи проекта.
1. Расширять кругозор детей, углублять их знания об истории своей страны, воспитывать патриотические чувства.
2. Познакомить детей с материалом, из которого плели лапти, с технологией их плетения.
3. Дать понимание, как носили лапти зимой и летом, для чего нужны онучи;
4. Познакомить с русскими народными сказками о лаптях; рассмотреть иллюстрации, где у персонажей на ногах подобная обувь.
5. Научить играть в русские народные игры «Лапти», «Футы – нуты, лапти гнуты».
6. В качестве продукта проекта создать «Ярмарку лаптей»
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач проекта, определение методов их решения.
2. Подбор интернет-ресурсов по данной теме, доступных по возрасту, достойного качества. Подбор художественной литературы, музыкального материала, иллюстраций.
Основной этап:
1 занятие.
1. Беседа с детьми о том, что в давние времена у людей не было, как у нас возможности пойти в магазин и купить себе любую обувь, ее попросту не было. И людям приходилось изготовлять ее самим. На Руси с давних пор люди плели самодельную обувь - лапти, их умели плести в каждой избе. Плели их из лыка (лыко – это тонкий слой мягкой коры дерева).
Далее детям зачитывался фрагментов статьи про лапти из пособия «Символы русской культуры» (я нашла его в интернете).
2. Рассказать детям, что поскольку лапти спасали людей в холодную погоду, защищали ноги, то лапти очень любили и берегли. Про них даже сочиняли песни и сказки.
Просмотр мультфильма по мотивам русской народной сказки «Чудесные лапоточки».
3. Разучивание с детьми русской народной игры «Лапти» (описание доступно в интернете).
2 занятие.
1. Исполнение движений русской народной пляски под русскую народную песню «Эх, лапти мои!»
2. Вспомнить с детьми, что они узнали о лаптях на прошлом занятии.
3. Просмотр видеосюжета «Как делают лапти. Как носят лапти» (очень хорошо снят сюжет, доступен для понимания детям, длится чуть менее 5 минут, нашла его на канале Ютуб).
4. Рассматривание книжных иллюстраций, где у персонажей на ногах лапти.
5. Разучить с детьми игру «Футы-нуты, лапти гнуты!»
(Игра тренирует ловкость и внимание. Для нее нужны две гимнастические палки, которые кладутся на пол параллельно друг другу. В игре участвуют одновременно два ребенка, они стоят между палками лицом друг к другу. Педагог ритмично много раз без остановки произносит слова: «Футы-нуты, лапти гнуты!» Под эти слова нужно совершать прыжки определенным образом (для понимания я нарисовала схему). Постепенно педагог ускоряет чтение стиха, т. е. прыжки совершаются быстрее. Тот, кто сбился – выходит из игры).
3 занятие
1. Рассматривание настоящих лаптей из реквизита костюмерной детского сада. Детям разрешалось аккуратно попробовать вставить ногу в лапоть.
2. Рассматривание картинок с различными переплетениями лаптей (прямое и косое плетение).
3. Просмотр мультфильма по мотивам русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Заключительный этап.
4 занятие (завершающее):
1. Краткое обобщение полученных знаний.
2. Мини-турнир по игре «Футы - нуты, лапти гнуты!»
(Дети состязались одновременно несколькими парами. Тот, кто сбился в паре - выходил из игры, а победившие соревновались далее между собой до тех пор, пока не остались самые ловкие. У нас выявилось три чемпиона. Их мы наградили медалями).
2. «Творческая мастерская»
Дети раскрасили эскиз лаптя цветными карандашами (обязательно учитывая, что внутренняя часть лаптя темнее, поскольку она в глубине). Нарисовали темным фломастером переплетения. Далее лапоть нужно было вырезать, в дырочку продеть бечевку и завязать концы узелком.
3. Все лапти мы за петельки из бечевки разместили на гимнастическую палку, создав импровизированную «Ярмарку лаптей».