Светлана Полякова
Личностно-ориентированные технологии во взаимодействии с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированные технологии в ДОУ
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где
ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательно – образовательного процесса.
Основная установка личностно-ориентированной технологии направлена на общение с детьми, взаимопонимание с тем, чтобы «освободить» их для творчества.
Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Любое задание
Публикация «Личностно-ориентированные технологии во взаимодействии с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
должно опираться на опыт ребенка и его интересы. В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой опыт, личностно-значимый для него, а не просто принимать и усваивать все то, что ему
сообщает педагог. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры.
Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам
выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме - и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) - к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы – к индивидуальным.
Рекомендации к проведению личностно-ориентированного занятия :
- необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы;
- поощрять стремление детей предлагать свои собственные варианты работы;
- предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала;
- с детьми обсуждать не только то, что «мы узнали», но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что- то сделать по-другому.
Основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми :
1. Дидактический материал разный по типу и виду.
2. Проведение наблюдений за детьми и отслеживание их развития.
3. Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.
4. Поощрение.
5. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
6. Использование личного опыта каждого ребенка.
7. Чередование видов деятельности для снижения утомляемости детей.
В современных условиях воспитанник нуждается в большем внимании и заботе со стороны взрослого.
В связи с этим в работе с детьми рекомендуется использовать следующие приемы:
1. Прием «Дежурство по тишине».
Цель: использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т. д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, учит анализировать.
2. Прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.
Красная ладонь - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).
Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т. д.)
Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).
Т а к и м о б р а з о м, и с п о л ь з о в а н и е д а н н ы х п р и е м о в п о з в о л я е т воспитателю:
1. Организовать индивидуальную работу с детьми;
2. Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми;
•Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их;
•Учиться самостоятельно организовывать свою деятельность;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:
- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;
- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему
самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;
- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки;
- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый предоставляет ребенку право выбора того или иного действия. Это способствует формированиюличностной зрелости ребенка;
- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;
- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их;
- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.
Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности.