Галина Хаустова
Личностно-ориентированное обучение детей
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное учреждение ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и развитие и создание на занятиях творческой обстановки, направленной на личностно - ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Личностное развитие человека напрямую зависит от его индивидуальных особенностей, с которыми взаимосвязан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Кроме того, каждому возрасту свойственны определённые особенности в развитии. Так, например, развитие памяти и мыслительных способностей наиболее активно происходит в детском возрасте. Если в этот период использовать данные особенности не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. При всем этом, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности малыша, могут не дать ожидаемого педагогического эффекта.
Публикация «Личностно-ориентированное обучение детей» размещена в разделах
Работая с детьми младших групп, просто необходимо придерживаться личностно-ориентированного подхода, который мы используем с первого дня знакомства с ребенком. Период адаптации очень сложный процесс, поэтому необходимо наладить контакт с ребенком, сделать так, чтобы маленький человечек почувствовал в тебе друга и партнера, настроить с ним доверительное общение. Последние несколько лет, в период ограничений, связанных с пандемией коронавируса, сделать это несколько сложнее, т. к. ребенок, знакомясь с воспитателем, видел его в маске, поэтому не мог увидеть улыбки воспитателя и всех положительных эмоций. На этапе знакомства и адаптации очень важно выделить каждого ребенка, его внешний вид, спросить об его увлечениях, при этом сам воспитатель должен быть осведомлен об интересах детей этого возраста, например, увидев на ребенке платье с изображением феи, единорога или супергероя, примерно знать из какого мультфильма эти герои. Эти знания помогут наладить первый контакт и расположить к себе воспитанника.
На различных занятиях мы стараемся использовать личностно-ориентированный подход наряду с традиционными технологиями. Обычные занятия с детьми можно сделать наиболее интересным и продуктивным, применяя этот подход. Например, предложив детям раскрасить воздушные шарики или елочку, можно предоставить им выбор того, как они раскрасят: гуашью, красками акварельными или пальчиковыми. Какая будет елочка: волшебная или обычная зеленая. Ребенок знает, что елочка зеленая, но кто-то захочет раскрасить ее желтым цветом, используя гуашь, а кто-то синим, используя пальчиковые краски. Большинство детей выберет традиционный зеленый цвет, но кто-то захочет и волшебства!
На занятиях по лепке и аппликации без личностно-ориентированного подхода, также не обойтись, поэтому часто мы предлагаем в одной работе совместить различные способы. Например, украшая осенние листочки или ту же елочку, можно совместить пластилин и аппликацию из цветной бумаги. Традиционное занятие превратится в интересное приключение, где ребенок сможет сам решить, что ему больше нравится!
Применение данного подхода способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта, предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.
Традиционное занятие обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель. Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми.
Очень эффективным методом работы является командно-индивидуальный метод: когда дети объединяются в группы, причем уровень умений детей в группе неодинаковый, они проверяют друг друга, помогают выполнять задания. Но, при этом, каждый из них делает что-то самостоятельно.
В процессе контроля сам воспитатель должен быть профессионально компетентен, уметь корректно исправить воспитанника, иметь высокий уровень педагогического, личностно-ориентированного общения. И тогда контроль станет обучающим и формирующим умения и навыки.
Список литературы:
1. Степанов, Е. Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е. Н. Степанов. – М. : ТЦ «Сфера», 2003.- 123 с.
2. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Л. Г. Хабарова. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.