Гелетина Анастасия
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Лексико-грамматические упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Тема:
Лексико – грамматические упражнения.
Программное содержание:
Познакомить детей с понятием СИНОНИМЫ.
Закреплять умение детей строить предложения из двух, трёх, пяти слов, уметь называть второе, третье слово в предложении.
Продолжать учить детей строить предложения по картинкам, называть слова – действия.
Учить правильно употреблять в речи предлоги : за, на, в, под, над, из, из – за, около, с, со.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Лексико-грамматические упражнения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать у детей чуткость к слову.
Активизировать и обогащать словарь
Упражнять детей в делении слов на слоги.
Материал и оборудование к занятию :
Сюжетные картинки с изображением профессий,
картинки на каждого ребёнка с предлогами, картинки для деления слов на слоги. Корзина с фруктами и овощами,
Корзина с котёнком, мячом.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Кто, что делает», «Назови слово – действия», «Раздели слово на слоги». «Скажи наоборот», «Назови времена года», «Жадина», «Закончи предложение», «Где находится котёнок»
Составление рассказов и предложений по картинкам.
Ход занятия.
В. : Дети, сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот» : (большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, далеко – близко, молодой – стары, здоровый – больной, холодный – горячий).
Сегодня мы познакомимся с понятием СИНОНИМЫ – это слова разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы помогают наиболее точно выразить мысли, но избежать повторения одних и тех же слов.
Например: Врач – доктор. Лётчик – пилот.
Далее отвечают дети.
ХОРОШО – не плохо, славно, здорово, прекрасно, отлично, хоть куда.
ПЛОХО – неудовлетворительно, скверно, безобразно, гадко, паршиво, пара, двойка.
ПЛАКАТЬ – рыдать, реветь, выть, скулить, хныкать, хлюпать, обливаться слезами.
СМЕЯТЬСЯ – хохотать, заливаться, закатываться от смеха.
КУШАТЬ – есть, уплетать, лопать, уминать, наворачивать, поглощать, уничтожать.
ГОВОРИТЬ – болтать, разговаривать, лопотать, изъясняться, толковать, вещать, беседовать.
ИДТИ – шагать, ступать, шествовать, плестись, семенить.
ПЕЧАЛЬНО – грустно, не весело, тоскливо, не радостно.
СМЕЛЫЙ – отважный, храбрый.
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК – добродушный. Добросердечный, гуманный.
РАДОСТЬ – весело.
ЖАДНЫЙ – скупой, меркантильный.
ДИ «ЖАДИНА» - корзина с овощами и фруктами, дети берут и говорят – «мой апельсин, моё яблоко, моя груша»
ДИ «Назови ласково»- А когда возвращают в корзину (мой огурчик, мой апельсинчик, моё яблочко).
ДИ «Кто, что делает»- дети по картинкам составляют предложение (дети поливают цветы, девочка поёт, учитель учит детей)
Вос-ль просит назвать слова – действия (поливают, поёт, учит)
Д/И «Придумай предложение» - предлагаю придумать предложение из двух, трёх слов, назвать первое слово, второе, третье.
Физкультминутка «Хома, хома, хомячок…»
Воспитатель вносит корзинку с котёнком. Предлагает дать клички
Если котёнок пушистый - Пушистик,
Белый как снег – Снежок.
Серый как дым – Дымок.
Очень маленький – Малыш.
Этот котёнок высоко прыгает – Прыгун.
Этот очень чёрныё – Черныш.
Этот глупенький – Глупыш.
Этот котёнок часто шалит – Шалун
ШАЛУН оказался у нас в гостях (дети употребляют предлоги) (воспитатель перемещает Шалуна)
- где находится Шалун – в корзинке,
- а теперь? – под стулом, на столе, около стула, на спинке стула.
Откуда спрыгнул кот – со спинки стула
Куда я спрятала корзинку с Шалуном? – за спину,
Откуда выглядывает кот – из - за спины.
Где я держу корзину с котом – над головой.
А ещё наш Шалун любит чистоту.
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем».
Словесная игра «В круг широкий вижу я встали все мои друзья»
Предлагаю детям встать в круг
Д/И «Закончи предложение»
- Девочка надела шубу, чтобы… (стало теплее, не замёрзнуть, идти гулять).
-Дети поливают цветы, чтобы (они не завяли, хорошо росли)
- Коля взял велосипед, чтобы (на нём покататься, ездить)
- Мышка роет норку, чтобы (в ней жить, спрятаться от кошки)
- Девочка взяла карандаши, чтобы (рисовать)
Предлагаю детям стать врассыпную.
Дети: «Мы с картинками играем,
по слогам их называем,
мы ногами топаем и руками хлопаем»
(дети, глядя на картинку, хлопают – делят слова на слоги, отвечают - сколько слогов и почему, (по количеству гласных букв).
Итог занятия : воспитатель спрашивает, чем занимались, и что было особенно интересно?