мехонцева наталья
Конспект занятия по лексической теме «Животные севера и жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Формирование и уточнение представлений о животных севера и жарких стран, их внешнем виде, образе жизни, характерных особенностях. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Животные севера и жарких стран» (животное, зверь, белый медведь, тюлень, морж, северный олень, песец, зебра, слон, бегемот, жираф, лев, верблюд, обезьяна). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -ищ-,- Совершенствование слоговой структуры слов (определение количества слогов в слове).
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Животные севера и жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, белая магнитная доска, комплекты магнитов и фломастеров для рисования на ней, плоскостное изображение животных севера и жарких стран, бумажные самолетики, глобус. Ноутбук, коврограф с фигурками «Жители юга», карандаши и картинки для штриховки по количеству детей.
Предварительная работа. Просмотр презентации «Животные севера и жарких стран»
Ход занятия
Организационный момент.
Дети заходят в кабинет. Логопед раздает им бумажные самолетики, приглашает занять свои места и объявляет: «Уважаемые пассажиры! Вы находитесь на борту самолета, совершающего кругосветное путешествие. Пристегните ремни! Заводим моторы! У-у-у Взлет! Сегодня наш самолет пролетит над холодными странами, а потом мы сделаем посадку в Африке и вернемся домой». Логопед показывает на глобусе маршрут движения (северный и южный полюс, Африку)
Логопед. Наш самолет летит низко над тундрой. Посмотрит в иллюминатор (призывает посмотреть на ноутбук)
И мы видим красавца – зверя с огромными красивыми рогами. Кто это?
Дети: Северный олень
Быстрые ноги не вязнут в снегу,
Голову вскинул олень на бегу –
Вскинул высоко, как будто гордится,
Что человеку сумел пригодиться!
Логопед. Ребята, Олень живет в тундре. У него серая, густая, теплая, пушистая шерсть. Сильные ноги, копыта раздваиваются при ходьбе. Питается мхом и травой.
Логопед. Услышали олени гул нашего самолета, испугались, побежали далеко в Тундру. Давайте не будем им мешать и отправимся дальше. Набираем высоту! У-у-у
Дети: У-у-у
Логопед. Мы подлетаем к Арктике. В центре, которой находится Северный Ледовитый Океан, где мы можем встретить дрейфующие льды и много снега. Ребята, давайте еще посмотрим в иллюминатор и познакомимся с жителями Северного полюса ( на компьютере идет показ слайдов: морж, тюлень, песец, белый медведь).
Дети: перечисляют животных и подробно останавливаются на белом медведе.
Логопед. Почему его так называют?
Ответы детей.
Логопед. А каких медведей вы еще знаете?
Дети: Бурый медведь
Логопед. Давайте сравним белого медведя и бурого медведя. (на магнитной доске закреплены плоскостные изображения бурого и белого медведя)
Дети: Белый медведь живет на Севере, а бурый в лесу. Белый медведь белого цвета, а бурый коричневого цвета. Шерсть у обоих теплая и пушистая. У белого медведя
голова вытянута с маленькими ушами на длинной шее, а у бурого медведя круглая голова
с круглыми ушами на короткой шее.
Логопед: А теперь наш самолет берет курс на южный полюс. (показывает на глобусе маршрут) Взлетаем!
Дети: У-у-у
Логопед. Наш перелет будет очень долгим, и я предлагаю вам немного размяться
2. «Прогулка на Север» пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять (Ритмично сжимают и разжимают
кулачки.)
На Север мы пошли гулять! («Идут» по столу указательным
и средним пальчиками)
Повстречаем мы моржа, На каждое название животного
И медведя, и песца, загибают по одному пальчику)
Доброго тюленя,
Быстрого оленя.
Вокруг света обойдём,
Мы их вспомним, назовём. (Кулачки сжаты, выполняются
круговые движения кистями рук.)
1. Продолжение рассказа о животных южного полюса. Развитие грамматического строя речи. Игра «В гостях у великана» (употребление суффиксов –ищ)
Логопед. Ребята, посмотрите в иллюминатор. Мы с вами пролетели пол земного шара и оказались на южном полюсе. Вы можете видеть главного обитателя здешних мест – пингвина. А еще в Антарктике живут морские котики и тюлени. Все они ластоногие. А вот четвероногих животных здесь нет. Зато в Антарктике водится самое крупное животное планеты – кит.
Давайте с вами поиграем в игру. У нашего нового гигантского знакомого не могут быть просто глаза или усы… Они огромные, как и он сам. Сейчас я буду кидать вам мячик и называть часть тела животного, а кто его поймает, должен назвать эту часть, но только у огромного животного :
Нос – носище; глаз – глазище; лапы, хвост, усы, зубы, клюв, когти
4. Работа в тетради «Штриховка»
Логопед. Ребята, давайте на память о нашем путешествии нарисуем обитателей этих широт и заштрихуем их горизонтальными линиями (логопед раздает детям карандаши и картинки с изображением пингвина)
5 «Знакомые звуки». (Определение места звука в слове. Дифференциация парных мягких и твердых согласных)
Логопед хвалит детей за качественно проведенную работу. Раздает детям полоску из трех льдинок (льдинки изображены в ряд, одна за другой). Если звук стоит в начале слова, то дети должны посадить пингвина на первую льдинку, если в середине – на среднюю, а если в конце – на последнюю.
Определяют положение звука М: медведь, самолет, сом, морошка, комар, компания, ком.
Затем логопед раздает детям зеленые и синие квадраты, напоминает, что твердый звук обозначается синим цветом, а мягкий – зеленым.
Логопе. Ребята, как только вы услышите в слове твердый звук М, вы поднимаете синюю карточку, а если услышите звук Мь – зеленую: мишка, малина, морошка, мороженое, мясо, мыло, морковь, мяч.
Хвалит детей за правильные ответы.
6.»Продолжение путешествия» (расширение активного словаря по теме «Животные Африки)
Логопед. А теперь ребята наш самолет снова набирает высоту
Дети УУУУУУУ
Логопед. Пристегните ремни. Мы направляемся в Африку.
Посмотрите в иллюминатор. На барханах песка и дебрях джунглей мы видим… На коврографе располагаются жители Африки: бегемот, тигр, лев, жираф, обезьяны, слон.
Дети по очереди называют всех животных.
7. Развитие слоговой структуры слова. Упражнение «По порядку»
Логопед. Ребята, вы правильно назвали животных, а теперь давайте прохлопаем и определим сколько слогов в их названии. Какое название самое длинное? А теперь давайте расставим наших животных по порядку от самого короткого названия (1 слог) до самого длинного (4 слога).
Логопед. Вы молодцы. А тем временем, наше путешествие подошло к концу, и мы с вами отправляемся домой. Взяли наши самолетики и полетели. До новых встреч.
7. Окончание занятия. [Оценка работы детей. Рефлексия] Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.