Елена Мозалева
Конспект занятия по лексической теме «Дикие животные и их детеныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления детей о сезонных изменениях в жизни диких животных средней полосы, их повадках.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе;
-закрепить знания о жизни диких животных.
Коррекционно-развивающие:
-упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные;
-закрепить название детенышей диких животных в единственном и множественном числе;
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Дикие животные и их детеныши“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
-закрепить умение использовать предлоги;
-развивать фонематический слух;
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать образное представление, воображение, мышление, память.
Коррекционно-воспитательные:
-развивать у детей наблюдательность;
-воспитывать у детей самоконтроль за речью;
-продолжать воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и ее обитателям.
Предварительная работа:
-изучение лексической темы "Дикие животные зимой и весной";
-рассматривание картин с изображением диких животных;
-беседы о правилах поведения на природе.
Оборудование:
-магнитофон;
-мягкие модули для имитации берлоги;
-дерево, елочки, солнце, птичка, цветы, листики;
-атрибуты (ушки, хвосты, лапы);
- мяч;
-контуры диких животных, карандаши;
-картинки-листочки с изображением угощений для животных;
-мягкие игрушки;
-доска, предметные картинки.
-бочонок меда, клюква, малина, земляника, ложки чайные;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в группу и останавливаются. Звучит спокойная музыка.
-Ребята, послушайте внимательно. Что вы слышите?
(Ответы детей.)
-Послушайте загадку:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна…
Зовут меня… (Весна)
-А давайте и мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Закройте глаза.
Раз, два, три,
Вокруг себя повернись
И в лесу весеннем очутись.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
-Открывайте глаза. Где мы с вами оказались?
(В весеннем лесу.)
2. Дидактическая игра «Весеннее пробуждение»
-Ребята, давайте поможем, лесу пробудится.
( На столе лежат: листья, лучи солнца, птички, цветы.)
Дети украшают лес, а я сопровождаю текстом.
-Все чаще стало проглядывать яркое, теплое солнышко, все больше слышно щебетание птичек. Уже совсем скоро мы сможем наслаждаться ароматом молодой листвы, сочными красками травы и первых цветов. Самыми первыми весенними цветами являются подснежники — они появляются прямо из-под снега.
-Как можно сказать теперь про лес? Какой он?
(Ответы детей.)
-Скажите, пожалуйста, а для кого лес является домом?
Что за лесные обитатели,
Наши добрые приятели?
(Ответы детей.)
-А вы хотите побыть лесными жителями?
( Дети надевают на себя небольшие атрибуты: ушки волка, хвост зайца)
Звучит спокойная музыка.
3. Блиц-опрос.
Дети стоят в кругу, а логопед в серединке.
-Кто враги зайца? (Лиса и волк.)
-Как воет волк? (УУУУУУУУУ)
-Спит волк днем, а ночью … (Охотится.)
-Как зовут маму волчонка? (Волчица.)
-Белочка, какая? (Маленькая, рыжая, пугливая.)
- Какие она на зиму делает себе припасы? (Грибы, шишки, орехи.)
-Какие животные начинают линять весной? (Заяц, белка.)
-Лиса, какая? (Хитрая, пушистая, рыжая.)
-Зачем ей длинный пушистый хвост? (Заметать свои следы.)
-Кто мама у лосенка? (Лосиха.)
-Лось, какое животное? (Крупное, большое.)
-Кто просыпается весной после спячки из диких животных?
(Ежик и медведь.)
-Как зовут маму ежат? (Ежиха.)
-Маша, чей у тебя хвост?
-Значит ты у нас кто?
-Егор, чей у тебя хвост?
-Значит ты у нас кто?
-Настя, а чьи ушки у тебя?
-Значит ты кто?
-Саша, чьи у тебя лапки?
-Значит ты кто?
(Ответы детей.)
Игра с мячом «Один - много».
Бросаю ребенку мяч, а он продолжает:
Один ежонок – много ежат
Один медвежонок – много медвежат
Один лосенок – много лосят
Один бельчонок – много бельчат
Один лисенок – много лисят
Один волчонок – много волчат
Один зайчонок –много зайчат
4. -А теперь поиграем в игру «Хлопни, топни».
Ребята-зверятки, я буду называть разных животных, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите название взрослого животного, а детеныша животного - топнуть ногой.
(Дети играют с логопедом.)
- Молодцы, вы были очень внимательны.
5. Игра-разминка «На водопой»
-Животные захотели пить и отправятся сейчас на водопой.
Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой
(дети спокойно идут по кругу друг за другом,
За мамой лосихой топал лосенок
(идут, громко топая,
За мамой лисицей крался лисенок
(крадутся на носочках,
За мамой ежихой катился ежонок
(приседают, медленно двигаются вперед,
За мамой медведицей шел медвежонок
(идут вперевалку,
За мамой бельчихой скакали бельчата
(скачут вприсядку)
За мамой зайчихой - косые зайчата
(скачут на выпрямленных ногах,
Волчица вела за собою волчат
(идут на четвереньках,
Все мамы и дети напиться хотят
(лицом в круг, делают движение языком и лакают).
-Молодцы.
6. -Вы хотите узнать, чем питаются животные?
Игра «Зеленые листочки».
Дети кладут на ладонь карточку с листиком. По сигналу дуют (не надувая щек) и называют что увидят.
-Ну вот, мы теперь знаем, что любят животные.
7. -Ребята-зверятки, сегодня в лесу праздник весны. Звери собрались на
поляне, чтобы встретить яркое солнышко. Да вот беда, пока животные ждали восхода солнышка, их малыши разбежались.
Упражнение «Помоги найти детенышей».
-Давайте поможем найти детенышей.
Дети отвечают: «Бельчата сидят на сучке. Зайчата спрятались под кустом. Ежонок спрятался в траве. Лисенок сидит около пенька. Медвежонок спрятался за деревом».
-Молодцы! Правильно отвечали.
8. Упражнение «Обвести по точкам».
Обращение к фотографу.
-Вы сегодня фотографировали? Покажите, пожалуйста, фотографии.
(Взрослый дает карточки с изображением половины животного.)
-Ребята-зверята, посмотрите, фотограф сфотографировал
животных, но вот фотографии получились не полностью. Думаю, мы смогли бы узнать, какие это животные.
Упражнение «Обвести по точкам».
Раздаю детям картинки с изображением одной части тела диких животных, другую дети должны обвести по точкам.
-Молодцы, все справились с заданием.
9. Раздается рев из берлоги.
-Вы слышите, кто-то ревет?
(Медведь и медвежонок.)
-Не волнуйтесь, мы медведя не разбудили. Просто пришло время ему просыпаться. Все бока себе отлежал. В середине апреля он решается покинуть свою обжитую берлогу. Встал отоспавшийся за зиму медведь и пошел бродить в поисках пищи. А что ест медведь?
(Жирных личинок, жуков, муравьев, корешки, клюкву, малину, мед.)
-Скажите, как называют детеныша в медвежьей семье?
(Медвежонок.)
-А маму как?
(Медведица.)
-Медведи - это, какие животные?
- Какое жилище у медведей?
(Берлога.)
Выходит медведь.
Медведь:
-Что-то я заспался, залежался.
Дети:
-Весна уж наступила.
Медведь:
-Ну вот, все проспал.
Логопед:
-Не переживай. Ребята тебе расскажут, где были.
10. Подведение итогов.
-Ребятки-зверятки, расскажите медведю про наше путешествие. Присаживайся, Миша, да слушай внимательно.
(Дети находят соответствующие картинки и вывешивают их на доску.)
Вопросы:
-Где мы с вами были?
-Какой лес?
-В кого вы переоделись, когда пришли в лес?
-Где спрятались животные?
-Зачем обводили по точкам?
-Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?
(Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.)
-А как люди должны вести себя в лесу?
(В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.)
-Ребята, дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.
-Ребята, вы все молодцы, порадовали своими ответами.
11. Медведь:
-Спасибо, мне очень понравилось.
-Хочу угостить вас угощениями. Для каждого найдется, чем полакомиться.
На столе стоит бочонок меда, клюква, малина. Дети берут угощения с собой.
-Увы, ребята, но нам пора обратно. Что мы скажем медведю?
(Ответ детей.)
Звучит спокойная музыка, дети закрывают глаза и возвращаются в группу.
-Раз, два, три,
Вокруг себя повернись
И в группе очутись.
Вот мы и в нашей группе. А теперь пробуйте угощения?
Ожидаемый результат сотворчества:
Дети свободно общаются, совершенствуют свои знания речевого навыка.