Татьяна Лохмотова
LEGO-терапия как средство восприятия и понимания смысла музыкальных произведений в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
EGO ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Аннотация.
В данной статье рассмотрены приёмы использования ЛЕГО – конструктора в музыкально-эстетическом развитии дошкольников в области «Музыка». Автор предлагает слушание как вид музыкальной деятельности объединить с конструированием и осуществлять его в свободном творчестве детей в группе.
Публикация «LEGO-терапия как средство восприятия и понимания смысла музыкальных произведений в подготовительной группе» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Литературная деятельность
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Практика работы музыкальных руководителей дошкольных учреждений показывает, что на слушание как вид музыкальной деятельности отводится очень мало времени, и процесс традиционного прослушивания произведений не интересен нашим детям.
Чтобы заинтересовать дошкольников, научить их чувствовать и понимать произведения, этот вид музыкальной деятельности можно вывести в совместную творческую деятельность с воспитателем в группе с использованием конструктора ЛЕГО.
Использование этого метода позволяет не только поддерживать интерес к музыке через игру с конструктором ЛЕГО, расширяет детский кругозор, но и решает следующие задачи:
- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений;
- побуждать к реализации смысла музыкального произведения в самостоятельной и коллективной творческой деятельности через конструирование.
Работа в этом направлении проводится поэтапно.
1. Создаётся интерес к прослушиванию. Это может быть
- ситуация из жизни (например, приснился непонятный сон, зазвучала на улице музыка);
- игра (например, детям предлагается собрать разрезные картинки, изображающие какого-либо героя и узнать его в музыке или нарисовать героев сказки, и послушать, как музыка их оживит);
- путешествие по сказке (рассказать детям сказку, сопровождая её музыкой)
- сочинение сказки (можно предложить ребятам почувствовать себя сказочниками и сочинить сказку про отдельно взятого героя).
2. Слушание музыкального произведения.
После прослушивания детям предлагается рассказать о музыке. Педагог задаёт вопросы – о характере, о настроении, о чём музыка может поведать; предлагает представить свою картину, на каком инструменте можно сыграть это произведение, какими цветами можно разрисовать эту музыку и т. д.
Начинать знакомство лучше с образных произведений, где музыкальная тема наиболее выражена и понятна детям. Это могут быть известные художественные герои. Например, произведения из детского альбома Чайковского, «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др. Или - «Королевский марш львов», «Аквариум», «Слон» из цикла произведений Сен-Санса «Карнавал животных»).
После этого дети будут готовы к восприятию музыкальных произведений природоведческого характера (например, «Весна», «Летняя гроза» Вивальди и др.).
3. Приём импровизации – дети двигаются в соответствии с характером музыкального произведения, изображают героев, их действия (например, Баба-Яга может летать в струпе, махать метлой, колдовать, и пр.)
4. Придумывание истории и конструирование её (начало, середина, конец). Можно предложить каждой подгруппе детей придумать свою историю. Дети сами выбирают наиболее интересную и строят её.
На протяжении всей работы, педагоги вносят проблемные ситуации, ненавязчиво корректируя творческий процесс. Например, дети придумали историю про принцессу и дракона. Можно было собрать дракона из конструктора, но тут кто-то из детей заметил среди конструктора фигуру крокодила. Взрослый спрашивает, подойдёт ли она на роль дракона, как можно его сделать. Или другая ситуация – дети строили избушку Бабы-Яги, где она варит зелье. Взрослый уточняет у детей - конструктор какого цвета подойдёт для печи с огнём.
Важно, чтобы дети могли не только придумать начало, середину и конец сказки, но и уметь договориться – кто и что будет строить. Проще, если дети придумают начало сказки, и тут же его построят. Затем разворачивается сюжет и снова строится. И, наконец, кульминация – чем всё закончилось, тут же выражается в постройке.
Когда дошкольники освоят этот принцип конструирования истории, его можно усложнить: сначала придумывается полностью сюжет, и только затем строится.
Можно предложить придумать сказку сразу с несколькими музыкальными образами (например, по произведениям Чайковского «Болезнь куклы, «Марш деревянных солдатиков», «Танец феи Драже»). И тогда детская фантазия свяжет действия даже несопоставимых героев, развивая сложный сюжет. Важно, чтобы ребята получали удовольствие от своего творчества и от общения.
Литература:
1. Кузнецова Г. В. – ст. ФГОС ДО: Новые подходы в работе музыкального руководителя. - ст. журнал «Дошкольное воспитание», 2014 г, № 8, с. 4.