Ирина Бендерская
Фонетическое занятие. Содержит занимательные задания с использованием музыкальных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №34»
Фонетическое занятие в старшей
логопедической группе
Тема: Буква С в лесу гуляла
Составила учитель-логопед Бендерская Ирина Николаевна
2016
Тема: Буква С в лесу гуляла.
Цели:
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знаний о диких животных нашего края. Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Знакомство с артикуляционными и акустическими признаками звука С. Совершенствование навыка определения места звука в слове, анализ буквы С, автоматизация произношения звука С.
Публикация «Фонетическое занятие, Содержит занимательные задания с использованием музыкальных произведений» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, восприятия, мышления, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и мелкой моторики, координации движений, ритмических способностей.
Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности, любви к природе.
Оборудование. 1. Зеркала на каждого ребенка. 2. Игрушки зверей. 3. Картинка с буквой С (Приложение 3). 4. Музыкальное произведение Грига «Утро в лесу». 5. Логопедические распевки Т. С. Овчинниковой со звуком С.
6. Схема слова с окошечками (Приложение 2). 7. Раздаточные листы со схемами слов лиса и лось (Приложение 1). 8. Раздаточные предметные картинки в названии которых слышится звук С.
Организационный момент
Я расскажу вам сказку как буква С в лесу гуляла. Отправилась как-то буква в наш лес погулять. Сначала все было хорошо. Буква шла и слушала звуки леса. (Звучит «Утро в лесу» Григ) И вдруг буква потерялась. Она не знала в какую сторону ей дальше двигаться. Она заблудилась. Ребята, вы можете ей помочь. Нужно найти где она живет. Знаете где буква живет? Правильно, буквы живут в словах. Давайте определим, в названии каких животных слышится звук С? А вы, ребята, знаете, кто живет в нашем лесу? Какие звери? (лиса, тигр, заяц, волк, медведь, лось, барсук, бурундук, белка). Как можно назвать их всех вместе? (дикие животные). Назовите животных. Да, звук С слышится в названии: лиса и лось. Вот так и закончилась наша история. Больше буква С не будет расстраиваться, ведь мы помогли ей найти нужные слова. А мы пригласим всех зверей к нам в группу.
Давайте пропоем слоги со звуком С. (Логопедические распевки. Т. С. Овчинниковой)
Са-са-са-са, со-со-со-со, са-са-са-са, су-су-су-су, са-са-са-са, сы-сы-сы-сы, са-со-су-сы-сэ-сэ-сэ-сэ.
Изучение нового материала
Ребята, расскажите нашим гостям про звук С. Как он у нас получается? Возьмите зеркало и посмотрите, как поставили язычок? (за нижними зубками). Подуем ветерок, стараемся, воздух свистит как ветерок. Ссссс. Ему трудно выйти через маленькую щелочку. Значит какой это звук? (согласный). Потрогайте свое горлышко. ССССС. Что происходит, почувствовала ладошка? (Голосовые связки спят, значит этот звук глухой).
Работа в индивидуальных карточках с изображением лисы и лося. А теперь нужно определить, где слышится звук С в слове лиса. (в середине). А как он звучит? Твердо. Раскрасим окошечко синим цветом. Теперь слово лось. Где слышится звук? В конце. Как он звучит? Мягко. Закрасим окошечко зеленым цветом. «Молодцы, ребята!» - закричали все звери. Как хорошо, что мы так много знаем про звук С.
А теперь нужно рассмотреть хорошенько букву. На что она похожа?
Дети рассматривают картинку с буквой С. «Села мышка в уголок, съела бублика кусок». Ребята, на что еще похожа буква С? (на месяц, на ободок). Давайте напишем букву С в воздухе. А теперь сделайте её из проволоки. А звери полюбуются, какая замечательная буква получилась у вас. Пропишите эту букву на листе в клеточку.
Физминутка
Дети выполняют движения с пением распевки Т. С. Овчинниковой «Лиса».
Са-са-са-са, Руки на пояс, приставным шагом влево.
Это хитрая лиса. Грозить пальчиком.
Су-су-су-су, Руки на пояс, приставным шагом вправо.
И живет она в лесу. Руками показываем вперёд.
Сы-сы-сы-сы, Руки на пояс, приставным шагом вперёд.
Много дела у лисы. Руки через стороны вверх и взяться за голову,
покачать головой.
Со-со-со-со, Руки на пояс, приставным шагом назад.
Она крутит колесо. Показать руками большой круг.
Закрепление
Посмотрите каждый свою карточку. Назовите предмет. Определите, слышится звук С или нет? Где он слышится? В начале, в середине или в конце слова.
Каждый ребенок называет предмет на своей карточке и размещает карточку в начало, в середину или в конец схемы слова.
Итог
Ребята, расскажите зверятам, какой звук и букву сегодня узнали? Какой это звук? (согласный, потому что трудный). Мы его произносим, а голосовые связки спят, как он звучит? (глухо, без голоса, он называется глухой). Ребята, что еще узнали сегодня про этом звук? (Звук С бывает мягкий, бывает твердым).
Литература
1. В. Волина «Праздник букваря»
2. Т. С. Овчинникова «Логопедические распевки»
3. Т. А. Ткаченко «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет»
4. Е. О. Астафьева «Играем, пишем, читаем»