Анна Белоус
«Лечебная музыка». Работа с детьми с ОВЗ
ФИО автора-составителя Белоус Анна Евгеньевна, музыкальный руководитель
Место работы МБДОУ детский сад «Звездочка» комбинированного вида СП д/с № 21
Наименование номинации
«Особый ребенок: учимся, играем и развиваемся вместе»»
Название методической разработки «Лечебная музыка»
1. Аннотация.
Цель: коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано.
Задачи:
Публикация «„Лечебная музыка“, Работа с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
1. Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений;
2. Снижать мышечное напряжение;
3. Воспитывать самостоятельность ребенка.
Проблема, которой посвящена данная методическая разработка, заключается в создании и обеспечении оптимальных специальных условий для получения качественного образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Данная методическая разработка направлена на детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, а именно, имеющих диагноз: Детский церебральный паралич. ДЦП - непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах, всегда сопровождается двигательными и зачастую ортопедическими нарушениями.
Данную методическую разработку могут применять музыкальные руководители детских садов.
2. Введение.
Наш детский сад посещает ребенок инвалид, у которого имеются нарушения опорно-двигательного аппарата. Я хочу поделиться опытом работы обучения игры на фортепиано ребенка с диагнозом детский церебральный паралич.
Основной формой организации образовательного процесса являются групповые занятия, а также одно индивидуальное занятие в неделю, продолжительность которого 20-25 минут в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребенка в данный момент времени. Желание заниматься на фортепиано возникает у многих детей в детском саду, ведь потребность эмоционального самовыражения присуща всем, именно поэтому возникла идея обучения игре на фортепиано ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Моей главной задачей является скоординировать и развить работу мелкой моторики, увеличить образность мышления, приобщить ребенка к миру музыки.
Особенность организации образовательного процесса заключается в индивидуальном подходе к ребенку, с учетом его эмоционального и физического состояния, настроения, отношения к предмету и преподавателю. Применять все методы обучения: словесный, наглядно-образный, игровой, и другие, уметь ребенка мотивировать и поощрять.
Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с детским церебральным параличом бывает очень сложно выполнимыми. Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на любом музыкальном инструменте, необходимо знать следующее:
- ребенок с заболеванием ДЦП с поражением рук в первое время занятий не может привести в движение необходимый палец, не подвигав прежде всеми пятью; это влияет, в свою очередь, на крайне медленный темп исполнения;
- мышечная память развита очень слабо, поэтому уже разученная комбинация нот достаточно долго может исполняться в самых разных аппликатурных комбинациях;
- игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии от одной руки к другой, так как скорость переключения внимания и сигнал к отдыхающей руке весьма заторможен.
Учитывая выше перечисленные отклонения от норм здорового человека, музыкальный руководитель никогда не должен ставить перед таким ребенком непосильных задач. В каждый момент обучения необходимо знать порог его возможностей.
Основной задачей в работе с ребенком, у которого имеются нарушения опорно-двигательного аппарата, является развитие мелкой моторики. Это достигается через пальчиковые игры, несложные легкие пьесы одной рукой в пределах диапазона голоса ребенка и возможности вокального исполнения. В результате появляется подвижность пальцев у ребенка и возникает интерес к занятиям.
3. Основная часть.
Для разработки крупной и мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями можно использовать музыкальный инструмент - фортепиано, как своеобразный тренажер.
Чем младше ребенок, тем интереснее и разнообразнее можно использовать клавиатуру. Применение специфических игровых приемов в начальный период обучения возможно и без овладения знаниями нотной грамоты. Играть на фортепиано, не привязываясь к нотному тексту, можно любыми руками: как с нормальной мышечно-двигательной реакцией, так и с существенными поражениями моторных функций.
Как действует данная технология: музыкальный руководитель и ребенок сидят за инструментом, музыкальный руководитель - слева. Игра на инструменте сопровождается текстовым комментарием педагога. При повторном исполнении задания дети часто вызываются вести сюжет самостоятельно.
Во время выполнения задания преподаватель не только исполняет гармонический фон, диктует содержание и подсказывает возможные способы игры, его задача более глубокая:
- следить за положением корпуса и правильной осанкой ребенка во время исполнения, особенно в крайних регистрах фортепиано;
- следить за равномерной нагрузкой на обе руки, так как ребенок всегда старается работать более послушной, то есть более здоровой рукой;
- максимально задействовать в работе все пальцы рук, а не только те, которыми ребенок привык манипулировать.
Описанные выше формы работы достаточно объемны по содержанию, разнообразны по видам двигательных звукоизвлекающих навыков. Если ребенок испытывает затруднения в определенной части задания, на помощь приходят пальчиковые игры и упражнения на фортепиано, разработанные автором. Они призваны помочь ребенку приспособиться к клавиатуре, услышать ее тембровые, динамические, «звукоизобразительные», красочные возможности. Эти упражнения являются элементами, «строительным материалом», описанных выше импровизируемых картин и сюжетов.
На занятии также применяются пальчиковые игры, логопедические упражнения, гимнастические упражнения для рук, кистей и пальцев, используемые на занятиях ЛФК. Они призваны не только оказать помощь в овладении определенными видами движения, но и обогатить двигательный опыт, задействовать иные группы мышц, поскольку игра на фортепиано сопряжена с ограниченным пространственным положением тела и рук при движениях пальцев.
В работе используются здоровьесберегающие технологии такие как: пальчиковая гимнастика, суджок-терапия, различные виды перчаток-костаньеток.
Для правильного восприятия и усвоения материала при обучении на фортепиано у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата применяются схемы с разноцветными клавишами, которые на инструменте обозначаются цветными наклейками.
Также, большое внимание уделяется эмоциональному и эстетическому развитию. Многократный механический повтор может снизить или интерес и инициативу дошкольника и в результате сделать весь процесс обучения малоэффективным. Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный компонент проходит для ребенка незаметным.
4. Заключение.
Занятия по обучению игре на фортепиано детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предлагает особый подход и к освоению нотной грамоты. Заболеванию часто сопутствуют нарушение пространственной координации и проблемы со зрением, что приводит к сложности при расшифровке нотных символов и переводу их в звуковой ряд. Для максимального облегчения этого процесса используются крупный шрифт, цветовое оформление, различные способы упрощения.
Занятия на фортепиано по специальной программе для детей с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но и на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка.
Применение использованных методов, способствует также разработке артикуляционного аппарата и развитию речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной. Работа на клавиатуре фортепиано способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объема произвольной памяти, что, в свою очередь, влияет на качество восприятия основной общеобразовательной программы.
Обучение игре на фортепиано детей с нарушениями моторики, и особые методические приемы могут широко использоваться в практике музыкального обучения и воспитания детей с различными медицинскими диагнозами. Задачи, которые ставит автор, направлены на социализацию детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, адаптацию их в современной жизни и воспитание полноценных и полноправных членов современного общества.
5. Список использованных источников.
1. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой» Учебное пособие. Издание 6. – М. : «Советский композитор», 1992.
2. Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание», М. «Вако», 2006.
3. Ильина Г. А. «Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии», Москва, 2001.
4. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций ребенка» М. Педагогика 1997.
5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Я. : 2000.
6. Симонова Н. В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 1987
6. Приложения.
Схемы-картинки обучения детей дошкольного возраста игре на фортепиано
(В презентации)