Папки-передвижки

«Лечебная музыка». Работа с детьми с ОВЗ

Анна Белоус
«Лечебная музыка». Работа с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

ФИО автора-составителя Белоус Анна Евгеньевна, музыкальный руководитель

Место работы МБДОУ детский сад «Звездочка» комбинированного вида СП д/с № 21

Наименование номинации

«Особый ребенок: учимся, играем и развиваемся вместе»»

Название методической разработки «Лечебная музыка»

1. Аннотация.

Цель: коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи:

Публикация «„Лечебная музыка“, Работа с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

1. Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений;

2. Снижать мышечное напряжение;

3. Воспитывать самостоятельность ребенка.

Проблема, которой посвящена данная методическая разработка, заключается в создании и обеспечении оптимальных специальных условий для получения качественного образования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Данная методическая разработка направлена на детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, а именно, имеющих диагноз: Детский церебральный паралич. ДЦП - непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах, всегда сопровождается двигательными и зачастую ортопедическими нарушениями.

Данную методическую разработку могут применять музыкальные руководители детских садов.

2. Введение.

Наш детский сад посещает ребенок инвалид, у которого имеются нарушения опорно-двигательного аппарата. Я хочу поделиться опытом работы обучения игры на фортепиано ребенка с диагнозом детский церебральный паралич.

Основной формой организации образовательного процесса являются групповые занятия, а также одно индивидуальное занятие в неделю, продолжительность которого 20-25 минут в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребенка в данный момент времени. Желание заниматься на фортепиано возникает у многих детей в детском саду, ведь потребность эмоционального самовыражения присуща всем, именно поэтому возникла идея обучения игре на фортепиано ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Моей главной задачей является скоординировать и развить работу мелкой моторики, увеличить образность мышления, приобщить ребенка к миру музыки.

Особенность организации образовательного процесса заключается в индивидуальном подходе к ребенку, с учетом его эмоционального и физического состояния, настроения, отношения к предмету и преподавателю. Применять все методы обучения: словесный, наглядно-образный, игровой, и другие, уметь ребенка мотивировать и поощрять.

Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с детским церебральным параличом бывает очень сложно выполнимыми. Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на любом музыкальном инструменте, необходимо знать следующее:

- ребенок с заболеванием ДЦП с поражением рук в первое время занятий не может привести в движение необходимый палец, не подвигав прежде всеми пятью; это влияет, в свою очередь, на крайне медленный темп исполнения;

- мышечная память развита очень слабо, поэтому уже разученная комбинация нот достаточно долго может исполняться в самых разных аппликатурных комбинациях;

- игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии от одной руки к другой, так как скорость переключения внимания и сигнал к отдыхающей руке весьма заторможен.

Учитывая выше перечисленные отклонения от норм здорового человека, музыкальный руководитель никогда не должен ставить перед таким ребенком непосильных задач. В каждый момент обучения необходимо знать порог его возможностей.

Основной задачей в работе с ребенком, у которого имеются нарушения опорно-двигательного аппарата, является развитие мелкой моторики. Это достигается через пальчиковые игры, несложные легкие пьесы одной рукой в пределах диапазона голоса ребенка и возможности вокального исполнения. В результате появляется подвижность пальцев у ребенка и возникает интерес к занятиям.

3. Основная часть.

Для разработки крупной и мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями можно использовать музыкальный инструмент - фортепиано, как своеобразный тренажер.

Чем младше ребенок, тем интереснее и разнообразнее можно использовать клавиатуру. Применение специфических игровых приемов в начальный период обучения возможно и без овладения знаниями нотной грамоты. Играть на фортепиано, не привязываясь к нотному тексту, можно любыми руками: как с нормальной мышечно-двигательной реакцией, так и с существенными поражениями моторных функций.

Как действует данная технология: музыкальный руководитель и ребенок сидят за инструментом, музыкальный руководитель - слева. Игра на инструменте сопровождается текстовым комментарием педагога. При повторном исполнении задания дети часто вызываются вести сюжет самостоятельно.

Во время выполнения задания преподаватель не только исполняет гармонический фон, диктует содержание и подсказывает возможные способы игры, его задача более глубокая:

- следить за положением корпуса и правильной осанкой ребенка во время исполнения, особенно в крайних регистрах фортепиано;

- следить за равномерной нагрузкой на обе руки, так как ребенок всегда старается работать более послушной, то есть более здоровой рукой;

- максимально задействовать в работе все пальцы рук, а не только те, которыми ребенок привык манипулировать.

Описанные выше формы работы достаточно объемны по содержанию, разнообразны по видам двигательных звукоизвлекающих навыков. Если ребенок испытывает затруднения в определенной части задания, на помощь приходят пальчиковые игры и упражнения на фортепиано, разработанные автором. Они призваны помочь ребенку приспособиться к клавиатуре, услышать ее тембровые, динамические, «звукоизобразительные», красочные возможности. Эти упражнения являются элементами, «строительным материалом», описанных выше импровизируемых картин и сюжетов.

На занятии также применяются пальчиковые игры, логопедические упражнения, гимнастические упражнения для рук, кистей и пальцев, используемые на занятиях ЛФК. Они призваны не только оказать помощь в овладении определенными видами движения, но и обогатить двигательный опыт, задействовать иные группы мышц, поскольку игра на фортепиано сопряжена с ограниченным пространственным положением тела и рук при движениях пальцев.

В работе используются здоровьесберегающие технологии такие как: пальчиковая гимнастика, суджок-терапия, различные виды перчаток-костаньеток.

Для правильного восприятия и усвоения материала при обучении на фортепиано у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата применяются схемы с разноцветными клавишами, которые на инструменте обозначаются цветными наклейками.

Также, большое внимание уделяется эмоциональному и эстетическому развитию. Многократный механический повтор может снизить или интерес и инициативу дошкольника и в результате сделать весь процесс обучения малоэффективным. Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный компонент проходит для ребенка незаметным.

4. Заключение.

Занятия по обучению игре на фортепиано детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предлагает особый подход и к освоению нотной грамоты. Заболеванию часто сопутствуют нарушение пространственной координации и проблемы со зрением, что приводит к сложности при расшифровке нотных символов и переводу их в звуковой ряд. Для максимального облегчения этого процесса используются крупный шрифт, цветовое оформление, различные способы упрощения.

Занятия на фортепиано по специальной программе для детей с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но и на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка.

Применение использованных методов, способствует также разработке артикуляционного аппарата и развитию речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной. Работа на клавиатуре фортепиано способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объема произвольной памяти, что, в свою очередь, влияет на качество восприятия основной общеобразовательной программы.

Обучение игре на фортепиано детей с нарушениями моторики, и особые методические приемы могут широко использоваться в практике музыкального обучения и воспитания детей с различными медицинскими диагнозами. Задачи, которые ставит автор, направлены на социализацию детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, адаптацию их в современной жизни и воспитание полноценных и полноправных членов современного общества.

5. Список использованных источников.

1. Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой» Учебное пособие. Издание 6. – М. : «Советский композитор», 1992.

2. Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание», М. «Вако», 2006.

3. Ильина Г. А. «Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии», Москва, 2001.

4. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций ребенка» М. Педагогика 1997.

5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Я. : 2000.

6. Симонова Н. В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 1987

6. Приложения.

Схемы-картинки обучения детей дошкольного возраста игре на фортепиано

(В презентации)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аппликация фольгой. Индивидуальная работа с детьмиАппликация фольгой. Индивидуальная работа с детьми Приоритетным в моей работе является художественно-эстетическое развитие детей. Уделяю этому направлению большое внимание. И конечно, как.

Дежурство по столовой. Работа с детьмиДежурство по столовой. Работа с детьми В нашей группе дети любят дежурить по столовой. Дежурство формирует желание потрудиться ради других, формирует умение помогать взрослому,.

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности с детьми 3–4 лет по рисованию на тему: «Музыка капели»Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности с детьми 3–4 лет по рисованию на тему: «Музыка капели» Нажия Азисова. Цель: Обучать умению рисовать прямые вертикальные линии разной длины-сосульки, проводить прямые вертикальные линии с помощью.

Летняя оздоровительная работа с детьми Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Этим и определяется её основная цель и направления. Важно всемерно.

Мастер-класс «Коллективная работа с детьми «Елочка»Мастер-класс «Коллективная работа с детьми «Елочка» Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья.

Экспериментальная работа с детьми «Как происходит питание у растений»Экспериментальная работа с детьми «Как происходит питание у растений» Познавательный опыт Цели: - наглядно объяснить детям, как растения пьют воду (получают влагу); - закрепить понимание, что для хорошего.

Работа с детьми летом. ФотоотчётРабота с детьми летом. Фотоотчёт ЛЕТНЯЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ (фото отчёт) Наше северное лето не может похвастаться жаркими деньками. Прогулка в летний период – один из важных.

Работа с одарёнными детьми в 1 классе План работы с одаренными детьми. 1 «Д» класс. Актуальность - необходимость поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное.

Экологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возрастаЭкологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возраста Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования экологического воспитания ребёнка. Следовательно, экологическое воспитание.

Эссе «Музыка — моя профессия, музыка — моя жизнь» Как я узнала о музыке? Музыкой я начала заниматься с 5 лет. С раннего возраста привыкала к сцене, наблюдала за выступлениями взрослых артистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Лечебная музыка». Работа с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 15:14
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Лечебная музыка». Работа с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Белоус в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД